«Северный ковчег»-душа народов Севера читать ~3 мин.
2 ноября в Москве состоялось торжественное открытие персональной выставки талантливого живописца, этнографа и исследователя Дмитрия Гусева «Северный Ковчег». Этот уникальный в наше время проект является результатом более 10 лет индивидуальных экспедиций по труднодоступным практически нетронутым современной цивилизацией районов Русского Севера и Сибири.
Выставка продлится с 3 по 19 ноября в Музее русского искусства (Токмаков переулок, 21, стр. 1).
На выставке представлены живопись и графика, проходят лекции и диалоги о Русском Севере, Сибири и старообрядчестве, собраны уникальные артефакты XVII – XX веков и традиционная одежда коренных народов севера. Мероприятие проходит при поддержке Русской Православной Старообрядческой Церкви и фонда Олега Крашевского.
«Правда в том, что всё получилось, то, чем он жил, дышал, о чем думал и размышлял последние годы, нашло своё физическое воплощение и его творческое переосмысление в этой экспозиции. Появились прекрасные живописные и графические работы, Дмитрий смог собрать редчайший этнографический материал и, что очень важно, привлечь таких удивительных людей, своих соратников, незаурядных и таких же увлеченных, – говорит куратор выставки Дарья Севостьянова, – Условно экспозиция выставки разделена на залы, в каждом из которых раскрывается свой образ, это и неподвижные льды Поморья, и пейзажи Сибири и Таймыра, плато Путорана, и портреты старообрядцев – крепких, не сгибаемых трудностями и лишениями людей. В каждом зале есть несколько больших произведений, которые создают некий определяющий характер, и множество этюдов и зарисовок, выполненных Дмитрием в его длительных поездках. »
Дарья подчеркивает, что в экспозицию выставки-форума также вошли уникальные этнографические предметы, непосредственно связанные с теми регионами, где художник путешествовал, писал, природу, быт и духовные традиции которых исследовал. В залах представлены рукописные и первопечатные книги Выгского поселения, одежда коренных долганского и нганасанского народов, оленьи упряжи, плакетки из кости мамонта и даже древние шаманские амулеты.
«При этом в экспозиции нет никакого антагонизма и смыслового противопоставления. На выставке показано то взаимное уважение и то равновесие, в котором и по сей день живут в этих регионах, как спокойно сосуществуют православие и коренные и традиционные культуры, как природа и человек научились взаимодействовать и не отторгать друг друга», – резюмирует Дарья Севостьянова.
Несколько слов о концепции выставки.
Выставка живописи «Северный ковчег» посвящена укладу жизни старообрядцев и их ценностям, этнографии и традициям коренных малочисленных народов севера. Тему старообрядчества раскрывают рукописные книги и миниатюры XVII – XX веков, литые и писаные иконы, старинная одежда. С темой коренных народов можно познакомиться на примере украшений и костюмов долганского и нганасанского народов, серебряных поясов, оленьей упряжи, предметов из кости мамонта из частной коллекции Олега Крашевского. Лейтмотивом выставки стало взаимодействие культур на основе общего фундамента традиционной этики, влияние внешней среды и природы на формирование мировоззрения и мироощущения народов этого региона. В выставке принимает участие Музейно-архивно-библиотечный отдел Московской митрополии РПСЦ (руководитель священник Алексей Лопатин). Отделом предоставлены и подготовлены старообрядческие иконы, книги, утварь и другие экспонаты из Музея РПСЦ и частных собраний.
- Потаённая Русь. Рождество на Рогожском
- Благодать Ветковских икон в Национальном художественном музее Беларуси.
- «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества»
- Выставочный проект «Нетленное наследие» в МВК РАХ
- Выставка «Заповедная Русь»
- Игорь Дрёмин: Выставка «Перекрёстки» художников Александра Воцмуша и Даши Рыбиной в Москве