Стивен Уилкс. Днём и ночью читать ~7 мин.
с 19 Декабря
по 12 АпреляМузей современного искусства Эрарта
Васильевский остров, 29-я линия, д.2
Санкт-Петербург
Музей Эрарта представляет выставку известного американского фотографа Стивена Уилкса, который создаёт гиперреалистичные снимки, где пространство и время можно буквально разглядеть во всех подробностях.

С того дня, когда Стивен Уилкс открыл собственную фотостудию в Нью-Йорке в 1983 году, творческий метод автора претерпел немало изменений. Их итогом стал новаторский проект «День и ночь» на стыке документальной, пейзажной и художественной фотографии, произведения из которого представлены на выставке. Отправной точкой для него послужила работа с известным кинорежиссёром Базом Лурманом.
В 1996 году Уилкс, специализировавшийся на рекламной и сюжетной съёмке для журналов, получил заказ от американского журнала LIFE на создание группового портрета актёров и съёмочной группы фильма Лурмана «Ромео + Джульетта». Прибыв на съёмочную площадку, Стивен увидел, что она – небольшой квадратный дворик. Учитывая технические возможности того времени, получить общее панорамное фото всех участников можно было, только собрав коллаж из 250 отдельных снимков. Заметив, что позирующие для него в центре площадки Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс также отражаются в висящем на стене зеркале, в качестве финального кадра фотограф запечатлел их поцелуй в отражении. Вернувшись в свою студию и вручную склеив полученные снимки в единое полотно, Уилкс понял, что ему удалось отразить в готовой работе не одно мгновение, как обычно бывает в фотографии, а весь многочасовой процесс съёмки, включая объятия героев на площадке и их поцелуй в зеркале. Родившийся тогда замысел автору удалось в полной мере реализовать только годы спустя, когда развитие цифровой фотографии позволило совмещать в одном кадре события целого дня или даже более длительного временного отрезка.
Начало серии «День и ночь» было положено в 2009 году. Каждая работа в ней — результат тщательного планирования и колоссальной самодисциплины. Выбрав подходящую локацию и получив все необходимые разрешения на съёмку, Уилкс арендует строительный кран или подъёмник и проводит от 15 до 30 часов на высоте около 15 метров, делая множество кадров из одной точки и в одном и том же ракурсе. Зафиксировав более тысячи «волшебных мгновений» (по его собственному выражению), он приступает к трудоёмкой обработке отдельных снимков, совмещая их в единое изображение при помощи цифровых технологий. Этот процесс может занять несколько месяцев. Уилкс признается: “Проект «День и ночь» соединяет в себе все, за что я люблю фотографию. В нём есть пейзажная и репортажная съёмка, работа с цветом, перспективой, масштабом, архитектурные памятники и — прежде всего — история”.
История всегда служила для Стивена Уилкса мощным источником вдохновения. Объектам исторического наследия, в частности, посвящена одна из его ранних серий. Она включает снимки заброшенных госпитальных корпусов на острове Эллис, где некогда размещались иммигранты, прибывшие в США. Сейчас исторические здания иммиграционной службы, через которые с 1892 по 1954 год в общей сложности прошло почти двенадцать миллионов человек, восстанавливают: благодаря усилиям Уилкса удалось собрать шесть миллионов долларов на их реставрацию. Следующей исторически значимой съёмкой автора стал необычный репортаж с церемонии инаугурации президента США Барака Обамы, состоявшейся в 2013 году в Вашингтоне (округ Колумбия). Рассматривая это фото, стоит обратить внимание на большие экраны, на которых обычно транслируются подобные мероприятия, ведь все они фиксируют разные события: вот Мишель и дети наблюдают за происходящим, вот новоизбранный президент приветствует собравшихся, здесь он приносит присягу, а затем обращается к соотечественникам. Интересно, что съёмка велась с пятнадцатиметрового ножничного подъёмника, который оказался не очень устойчивым: буквально перед каждым кадром Стивену приходилось крепить свои подошвы к платформе с помощью технического скотча.
Увлечение Уилкса историей нашло отражение ещё в одной работе, которую можно увидеть на выставке. Речь идёт о созданной в 2015 году панораме исторической регаты в Венеции. Это красочное событие проводится ежегодно в память о водной феерии, в 1489 году ознаменовавшей включение Кипра в состав венецианских владений. В те времена регаты делились на простые состязания гребцов и гондольеров и так называемые «большие регаты», устраивавшиеся по случаю важных церковных и светских праздников. Это мероприятие – весьма торжественный водный парад и проводится по строгим правилам, остающимся неизменными на протяжении веков. В нём участвуют исторические гребные суда, а костюмированные гребцы выступают в роли жителей итальянских морских республик прошлого: Пизы, Генуи и Венеции. Для этой съёмки автор избрал высокую точку над венецианским Гранд-каналом, неподалёку от моста Академии, поэтому на заднем плане виден силуэт церкви Санта-Мария-делла-Салюте.
Почётное место в серии «День и ночь» отведено природным ландшафтам. Примерами могут служить работы: «Великое июльское таяние льдов» (Гренландия, 2019), «Медведи гризли» (Британская Колумбия, 2018), «Тюльпаны» (Берген, 2016), «Фламинго» (Кения, 2017) и «Национальный парк Серенгети» (Танзания, 2015).
Последняя особенно значима для Стивена: африканское фотосафари послужило для него источником глубоко личных переживаний. В качестве локации автор выбрал не отдалённые участки парка, а местность Серонера, вблизи людского жилья. Изначально фотограф поставил себе задачу по возможности запечатлеть животных на пике периода миграции. Уилкс провёл целых 26 часов в специальном укрытии, расположенном на высоте пять метров, недалеко от водоёма. Место было выбрано стратегически верно: засуха, царившая в регионе уже пять недель, привела к водопою множество животных.
Итоговое фото впечатляет своим поистине библейским масштабом. Звери, обычно враждующие в саванне, даже хищники и их жертвы, например львы и зебры, мирно делили место у кромки воды, ставшей для всех столь ценной. Несмотря на ограниченность пространства, никто никого не атаковал и не пытался агрессивно прогнать, что мы и видим в кадре. По воспоминаниям самого Уилкса, “…животные даже не рычали друг на друга. Казалось, они понимают нечто, неочевидное для нас, людей: таким ценным ресурсом, как вода, необходимо делиться со всеми”. Необычный формат, придуманный автором для серии «День и ночь», позволил ему проиллюстрировать эту мысль максимально наглядно. Как говорит Стивен Уилкс, этот фотопроект “даёт возможность по-новому взглянуть на мир, управляя пространственно-временным континуумом и умещая в одном кадре развёрнутый временной отрезок”.
Об авторе
Один из наиболее выдающихся американских фотохудожников нашего времени Стивен Уилкс родился в Нью-Йорке в 1957 году. В 1980-м окончил факультет связей с общественностью Сиракузского университета, получив степень бакалавра в области фотографии и дополнительную специальность в сфере бизнес-администрирования.
В начале карьеры Стивен работал с известным изданием National Geographic как фотожурналист и фотограф живой природы, но впоследствии его стали интересовать и другие жанры, в частности съёмка архитектурных и исторических объектов и художественная фотография.
В обширном списке его наград и достижений: звание «Фотограф года» по версии журнала Adweek (1992), Премия им. Альфреда Эйзенштадта (2000), победа в номинации «Фотохудожник года» в рамках премии Lucie Awards (2004), призовое место в рейтинге «Топ-10 фотографий 2012 года» по версии журнала Time Magazine, профессиональные премии Sony World Photography (2012) и Adobe Breakthrough Photography (2012), а также специальный приз в номинации «Общество потребления» фотоконкурса Prix Pictet (2014). Уилкс занимает должности в правлении сразу нескольких престижных организаций, от факультета связей с общественностью Сиракузского университета и консультативного совета Программы подготовки арт-журналистов им. Лолы Голдринг до некоммерческого партнёрства по защите исторического и культурного наследия «Спасём остров Эллис».
Помимо работы над собственными художественными проектами Стивен продолжает заниматься рекламными съёмками для крупнейших мировых агентств и корпораций. В числе его заказчиков компании Rolex, Apple, Netflix, Gallup, SAP, Capital One, Johnson & Johnson, DHL, American Express, Nike, Sony, Verizon, IBM, AT&T, OppenheimerFunds, Zillow и Honda.
Работы автора хранятся в собраниях Хьюстонского музея изобразительных искусств, Музея города Нью-Йорка, музея «Историческая коллекция Нового Орлеана», Национального музея и мемориала памяти 11 сентября, Художественного музея им. Джеймса Фенимора Купера, Музея Джорджа Истмена, Художественного музея им. Джеймса Миченера, Еврейского музея в Нью-Йорке, Художественного музея семьи Снайт, Художественного фонда Карла и Мэрилин Тома, Библиотеки Конгресса и Госдепартамента США, агентства Dow Jones, а также в многочисленных частных коллекциях. Его фотографии можно увидеть на страницах и обложках ведущих периодических изданий, в числе которых: The New York Times Magazine, National Geographic, Sports Illustrated, Vanity Fair, The New Yorker, Time, Fortune, Travel + Leisure и Condé Nast Traveler.
Стивен живёт и работает в Уэстпорте (штат Коннектикут), сотрудничает с галереями Holden Luntz Gallery (Палм-Бич, США), Robert Klein Gallery (Бостон, США), Monroe Gallery of Photography (Санта-Фе, США), The PhotoGallery (Хальмстад, Швеция) и ARTITLEDcontemporary (Херпен, Нидерланды).