Тадаси Кавамата. На птичьих правах / Para-site Project читать ~6 мин.
с 25 Августа
по 28 ОктябряГМИИ им. А.С.Пушкина, Итальянский дворик
ул. Волхонка, 12
Москва
ГМИИ им. А.С.Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляет первую в России site-specific инсталляцию современного японского художника Тадаcи Каваматы «На птичьих правах / Para-site Project». Используя обнаруженные при разборе старых зданий Музейного квартала материалы, Тадаcи Кавамата создаст в пространстве постоянной экспозиции и в кабинете директора инсталляции, напоминающие гнезда. Все эти объекты будут сделаны специально для Пушкинского музея.
Тадаcи Кавамата — японский художник, получивший признание во всем мире как мастер пространственных инсталляций. Его инсталляции, чаще всего сделанные из природных материалов или старых предметов, тонко вписываются в городской ландшафт. Творчество Тадаси Каваматы отражает весь комплекс проблем, связанных с взаимоотношениями человека и окружающего его мира. Заимствуя природную форму гнезда, художник создает объекты, настраивающие зрителя на неторопливое созерцание. В его работах гнездо — это убежище, место уединения и одновременно символ мироустройства.
Тадаси Кавамата — тонкий наблюдатель, продолжающий многовековую традицию японского искусства с его принципом гармонии с окружающим миром, приятия и невмешательства в его порядок. «Мне нравится создавать новое, ничего по сути не меняя. Моё искусство — это искусство аранжировки», — признается Тадаси Кавамата. Главной темой его творчества становится связь между прошлым и настоящим, между культурами Запада и Востока. Его работы также затрагивают тему урбанизма, отражая сложный социальный контекст и многоплановость человеческих отношений в современном мире.
Специально для Пушкинского музея художник создаст site-specific инсталляцию «На птичьих правах / Para-site Project», которая будет включать в себя несколько объектов в залах постоянной экспозиции и в кабинете директора. Большие и маленькие гнезда, выполненные из материалов, обнаруженных при разборе старых зданий Музейного квартала, словно воплощают главную мысль художника о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Сам художник нередко подчеркивает, что его произведения не имеют ни начала, ни конца, поскольку имитируют не столько природные формы, сколько органические процессы. И московская инсталляция отчасти о том, как старые музейные стулья, уже ненужный паркет, упаковочные ящики, хранившиеся в здании бывшей усадьбы Голицыных, прямо на наших глазах обретают новую жизнь, жизнь в искусстве ХХI века.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина: «Несмотря на то, что Кавамата давно живет на Западе, он настоящий японский художник с тонким пониманием гармонии и трепетным уважением к существующему в мире порядку. Кавамата не любит работать с новыми, “неживыми” материалами. Для него важно “вплетение” в историю места. Именно поэтому для своего проекта в Пушкинском музее он собирает старые доски из бывшего Института философии, который до этого был частью усадьбы Голицыных, и таким образом соприкасается с историей старой Москвы».
Александра Данилова, куратор выставки: «Творческое кредо Тадаси Каваматы очень точно соответствует двойственности, заложенной в названии данной выставки. Его искусство удивительно многопланово, многозначно и органично одновременно. Оно отражает весь комплекс проблем, связанных с взаимоотношениями человека и окружающего его пространства. Заимствуя созданные природой и человеком формы — гнезда, скворечники, хижины — художник воплощает свои идеи в объектах, предназначенных для неторопливого созерцания окружающей действительности».
СПРАВКА
Тадаcи Кавамата родился в 1953 году в городе Микаса на острове Хоккайдо (Япония). В 1972-м окончил Высшую школу Хигаши (Хоккайдо). В 1984-м в Токийском университете получил степень доктора. Тадаcи Кавамата преподавал в Токийском университете изящных искусств с 1999 по 2005 год, в данный момент является профессором Национальной школы изящных искусств в Париже. Живет и работает в Париже и Токио.
В 1977 году в Токио была открыта первая персональная выставка работ Тадаcи Каваматы. С этого времени его произведения стали известны не только в Японии, но и во всем мире. Он участвовал в таких престижных выставках, как: Венецианская биеннале (1982), «Documenta 8» (1987), 19-я биеннале искусства в Сан-Паулу (1987), «Favela» в Хьюстоне (1991), Лионская биеннале (1993), празднование 50-летия Организации Объединенных Наций в Женеве (1995), 4-я Шанхайская биеннале (2002), специальный проект в рамках ярмарки «Art Basel» (2007), Триеннале в Брюгге (2015).
Один из самых известных проектов Каваматы — инсталляция на Вандомской площади в Париже (2013). На верху 44-метровой Вандомской колонны и на последних этажах соседних домов XIX века художник установил сколоченные из досок «дома». Эта серия работ носит название «Tree Huts», что означает «Хижина на дереве», подобные же хижины художник соорудил на деревьях в парке Мэдисон-сквер в Нью-Йорке (2008). В 2012-м в рамках ярмарки «Abu Dhabi Art» Кавамата создал инсталляцию «Chairs for Abu Dhabi» («Стулья для Абу-Даби») из старых стульев, кресел и скамеек в виде купола с открытым верхом. В 2013 году в Торонто рядом с церковью Метрополитен Юнайтед Кавамата создал масштабную инсталляцию под названием «Garden Tower» («Садовая башня»), которая также представляла собой огромную башню из множества стульев и скамеек. Произведения Тадаcи Каваматы находятся в Национальном музее современного искусства в Токио, Муниципальном музее Гааги, Новой галерее в Касселе, Канадском центре архитектуры в Монреале, Национальной галерее Канады в Оттаве, Национальном художественном музее в Осаке, Музее изящных искусств в Бостоне, в коллекции Deutsche Bank и во многих других известных собраниях.
Александра Данилова — искусствовед, куратор, преподаватель истории современного искусства, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина. Куратор проходивших в ГМИИ выставок «Нью-Йоркская школа» (1999), «Взгляд из Германии. Шедевры из собрания из собрания Дойче Банк» (2004), «Новый Свет. 300 лет американского искусства» (2007), «Футуризм — радикальная революция. Италия — Россия» (2008), «Мимикрия. Вим Дельвуа в Пушкинском музее» (2014), «Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций» (2015), «Александр Пономарёв. Ветрувианский человек» (2015), «Виктор Пивоваров. Потерянные ключи» (2016), «Цай Гоцян. Октябрь» (2017), «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (2017).
Направление «Пушкинский XXI»
С 2014 года ГМИИ им. А. С. Пушкина реализует стратегию, ориентированную на привлечение нового зрителя за счет включения произведений современного искусства в привычную музейную экспозицию. В 2017 году музей объявил о создании нового направления «Пушкинский XXI» с целью познакомить широкую аудиторию с новейшим искусством и его самыми яркими представителями. Задачей программы является демонстрация искусства «новых классиков», говорящих на языке современных форм.
Миссия «Пушкинского XXI» заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры, в сочетании классического искусства и современного. «Пушкинский XXI» — это инновационное направление, где вступают в диалог все формы современного искусства — от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видео-арта.
В рамках направления формируется первая в России коллекция медиаискусства. В собрание войдут произведения, созданные на основе коллекции музея, site-specific проекты и работы, осмысливающие классическое искусство, используя для этого новейшие технологии. Среди первых приобретений — видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).