Угол зрения читать ~4 мин.
с 17 Августа
по 8 СентябряМузейно-выставочный комплекс Российской академии художеств
Пречистенка, 19
Москва
Российская академия художеств и Липецкий областной краеведческий музей представляют выставку, приуроченную к 70-летию со дня образования Липецкой области. Проект «Угол зрения» отражает определённый взгляд на историю липецкого искусства и исследует особое мировосприятие творца, которое трансформируется в художественное произведение. Основу экспозиции составят около 100 живописных полотен и скульптур известных липецких мастеров из фондов музея.
Основание Липецкой области в 1954 году и открытие регионального отделения Союза художников СССР в 1957 году способствовало формированию живописной среды города и обусловило активное притяжение молодых авторов. Большую роль в этом сыграли воспитанники Елецкого художественного училища – Е. П. Сальников, В. Д. Дворянчиков, В. И. Королев, А. М. Сорочкин, В. Я. Соболев, а также один из преподавателей В. С. Сорокин. Именно в Липецке расцвёл мощный талант блестящего выпускника Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, воспитанника И. Э. Грабаря, С. В. Герасимова и А. А. Осмеркина, прославивший и живописца, и этот край. Вскоре группа художников стала известна на всесоюзном уровне.
В различных оттенках многообразия липецкого искусства возможно выделить две ведущие линии. Одна из них – это традиция лирического пейзажа, сосредоточенная на абстрактном, философском созерцании, неограниченная в своих живописных воплощениях. На другом полюсе – композиционно выверенные произведения с безупречно отточенным навыком рисунка, в которых чувствуется дыхание и пластика монументального искусства. Наиболее ярко проявившими себя в этом направлении художниками справедливо будет назвать Александра Сорочкина и Вилена Дворянчикова, работы которых отличаются ярко выраженной графической составляющей и ограниченной цветовой гаммой. Евгений Сальников предстаёт в своих работах уверенным мастером, имеющим за плечами опыт учёбы в мастерской у известного монументалиста Александра Дейнеки, и увлечённым творцом, способным отразить яркий мир через призму оригинального художественного видения.
Среди тем, характерных для липецких живописцев, в большей степени заметны мотивы свободного пространства, тяготеющего либо к колористическим поискам в абстракции, либо к строгой геометрии форм, выраженной графически. В этих настроениях выполнены пейзажи В. Я. Соболева, А. Л. Жданова, В. П. Слушника, Д. А. Дикарева, Е. Н. Иноземцева, А. А. Удодова, В. Е. Вяльцева, С. И. Потапова, А. П. Леликова, В. И. Королева, Л. В. Скаргиной, а также В. Р. Микитюка.
В узком жанре портрета чувствуется больше интуитивное вглядывание в современников, зачастую с использованием тех же приёмов широко взятого окружения, которое портретируемый как бы заимствует для выражения собственного характера. В качестве примера этого особого подхода к портрету можно назвать, в первую очередь, работу Е. П. Сальникова «В. С. Сорокин в саду» 1987 года, а также – «Девушку в шубе» Н. И. Климова и женские образы кисти Н. Ф. Углова.
Широкое распространение имеет и жанр натюрморта, преобладающий в творчестве некоторых авторов, например – Виктора Пичугина, который в камерности предметов интерьера выстраивает иносказательные образные ходы, превращая каждое небольшое полотно в большую сцену. В работах Александра Сорочкина чувствуется влияние сурового стиля – на это указывают, например, стилистика и композиционные особенности картины «Мой двор». Для Сергея Бугровского, представленного в экспозиции полотном «Экологический натюрморт с закатом и бутылками», этот жанр открывал поле для экспериментов в области метафизики. В оптике одного из наиболее почитаемых мастеров липецкой живописи В. С. Сорокина натюрморт превращается в колористическое полотно, в котором важнее всего – интенсивно заряженное пятно цвета и игра с дальними планами, что особенно проявилось в работе «Зимнее окно».
Столичные зрители увидят в академических залах станковые скульптуры: портреты современников, работы на библейские сюжеты и произведения, представляющие предметы неизвестных цивилизаций. Особняком стоит фигура Юрия Гришко – мастера камерной пластики, чья художественная манера отличается глубоким психологизмом и утончённой лепкой формы.
Работы художников проекта «Угол зрения», представленные в экспозиции, отражают многогранность собранных вместе индивидуальностей. Выставка предлагает каждому неравнодушному по достоинству оценить не только уникальность и своеобразие липецкого искусства, но проследить традиции и тенденции его развития.
Текст составлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ на основе статьи М. Ю. Плесеинова.
- Две выставки к юбилею художника Александра Сорочкина открыли в Липецке
- «Встречи и судьбы» — выставка памяти Виктора Сорокина в Доме Мастера