«В плену у красоты…» Николая Гурина читать ~2 мин.
с 21 Апреля
по 21 МаяКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
В выставочном пространстве представлены произведения тарусского художника, члена Союза художников РФ Николая Георгиевича Гурина. Н. Гурин сам с гордостью называет себя именно тарусским мастером, подчёркивая этим не столько свою принадлежность к определённой территории, а прежде всего свою большую, глубокую любовь к этому месту и всему, что его окружает – живописным берегам р. Оки, маленьким провинциальным улицам, охапкам садовых цветов, пению птиц за окнами мастерской…
Николай Гурин пишет только то, что хорошо знает и понимает. Главная стихия его творчества – это конечно российский пейзаж. Это постоянный, ежегодный, если не ежедневный круг тем и мотивов, материал для быстрых натурных этюдов и продуманных выношенных композиций, где пейзаж можно смело соотнести с тематической картиной.
Любовь к Тарусе и окской природе – движущая сила творчества Н. Гурина. Большая часть созданных художником произведений – это пейзажи, написанные в самом городе и его окрестностях – городские и деревенские.
Для живописца характерен и третий тип – пейзажи «земли и неба» – они кажутся особенно просторными и открытыми для взгляда, в них главенствует воздушная и световая среда в чистом виде. В больших плоскостях неба и земли, в так называемой «пустоте», у Н. Гурина заключены многие драгоценные качества настоящей живописи. Краски мерцают, слабо переливаются, дышат… Как говорил великий русский художник Василий Суриков, – «Колорит равен любви». «Пустота» стала драгоценным слоем краски, то есть тем, что и является настоящей живописью, а не имитацией натуры.
В своих натюрмортах – к этому жанру художник все чаще обращается в последние годы – Николай Гурин продолжает традиции русской реалистической школы, сложившейся на рубеже XIX-XX веков и развитой в советские годы различными отечественными мастерами. Большинство натюрмортов мастера – это цветочные композиции, которые приходят на его холсты из пейзажного пространства. Художник иногда возвращает их обратно в пейзаж и пишет в окружении воздуха, насыщенного бликами солнечного света и разнообразными цветовыми рефлексами. В итоге мы видим своего рода пейзажные натюрморты или натюрмортные пейзажи, неразрывно связанные друг с другом. Есть натюрморты, написанные в свободной импрессионистической манере, есть значительно отличающиеся от них – тщательно выписанные и во многом «парадные» постановочные натюрморты, где букеты стоят в вазах. Они сознательно поданы в интерьерном окружении, где важную роль играет фон, фактура скатертей и драпировок.
Николай Гурин – интереснейший русский художник, обладающий не только узнаваемым творческим почерком, но и мощной энергетикой, художественным импульсом, пронизывающими все его произведения.
В нём удивительно гармонично сочетаются глубокая и вдумчивая работа над натурой, композицией, колоритом и виртуозная лёгкость кисти, вызывающая у зрителя целый вихрь эмоций и заставляющая подолгу стоять у его работ, внутренне сопереживая увиденному.