«Вдохновение и традиции». Выставка произведений Николеты Стати читать ~3 мин.
с 10 Сентября
по 3 ОктябряГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
Российская академия художеств представляет выставку молдавской художницы Николеты Стати. Экспозиция «Вдохновение и традиции» – очень личный, огражденный от всего внешнего, исключительно живописный поиск традиций как феномена жизни и искусства.
Культурный и профессиональный бэкграунд Николеты Стати, безусловно, формировался в среде молдавской живописной академической школы. Тем не менее, её живопись несет в себе критическое преобразование сложившихся представлений. Поэтому, наряду с «традициями» в названии выставки, появляется «вдохновение» в качестве базовой реакции творческой деятельности и акта личного освобождения.
На становление языка живописи автора повлияли, прежде всего, классики молдавской живописи ХХ века: Моисей Гамбурд, переосмысливший в своем позднем «тихом искусстве» импрессионистический подход к натуре, объединив импульс впечатления с колористической плотностью символизма; Игорь Виера, сумевший через эстетику примитивизма раскрыть в живописи и книжной иллюстрации всю сложность и неоднородность молдавской народной культуры и фольклора; Михаил Греку, отказавшийся от соцреалистической конъюнктуры и ставший в результате знаковой независимой фигурой позднесоветского изобразительного искусства Молдовы.
С некоторой долей условности, выставку «Вдохновение и традиции» можно назвать «экспрессионизмом» в процессе собственного живописного проявления. Наследуя и творчески преобразуя пастозную и всегда неповторимую технику «импасто», Николета Стати показывает, что зрение художника – это не схватывание композиции в статическом пространстве с определённой точки, но обрамляющий все увиденное оптический строй. В чем специфика этого строя? Образовавшийся рельеф живописной поверхности, состоящий из линии, мазка и цвета, раскрывает зрение как экологический феномен, зависящий не только от глаз и головного мозга, но также от окружающей среды, движения тела и доступных условий получения информации. Стати совершает это открытие, прежде всего, на пленэре, показывая, что привычная вылазка на природу может становиться настоящим экспериментом на открытом воздухе. Именно чуткое наблюдение приводит художника к осознанию того, что природа сама предоставляет возможности активного действия и использования её потенциала.
Попытка переноса естественного восприятия в пространство живописи, разумеется, проблематична, поскольку между непосредственным, прямым зрением и формированием изображения существует граница уже опосредованного восприятия и навыка. «Техника говорит о логике и профессионализме художника» – замечает Николета Стати, в то время как чудо проявленной жизни – это «возможно то, что нами движет!». Зрителю, таким образом, открывается сложная, нелинейная драматургия и внутреннее напряжение между вдохновением и традициями.
Текст подготовлен на основе статьи искусствоведа Александра Саленкова.
Николета Стати – художник с большим и разносторонним опытом образования. Она училась в Молдове, Швейцарии и Италии. С 2014 года обучается в докторантуре по профилю менеджмент. Автор является основателем фонда «Stati Art» и одноименной частной академии, реализовавшей в 2015-2019 годах в Кишиневе бакалаврскую программу по станковой живописи. Педагогическая деятельность Николеты Стати началась в её родной школе – Академическом лицее изящных искусств «Игоря Виеру», которым она руководила с 2011-2019 годы. С 2015 года она также возглавляет фонд «Voice of Art», занимающийся поддержкой молодых молдавских художников. Охват такого количества направлений профессиональной деятельности в самых разных областях искусства свидетельствует об активной позиции художника, стремящегося к систематическому развитию художественного образования и сохранению традиций станковой живописи в Молдове.
- Курс Академический рисунок с нуля
- «Голод памяти» Ричарда Родригеса, краткое содержание
- Художественное собрание киевской Академии изобразительных искусств и архитектуры
- Непонятные эмоции