Виктор Григорьевич Калинин. «Между молчанием и речью» читать ~6 мин.
с 1 Марта
по 7 АпреляСаратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
ул. Радищева, д.39
Саратов
По приглашению Радищевского музея и Поволжского отделения РАХ, поддержке министерства культуры Саратовской области первый вице-президент, академик Российской академии художеств, заслуженный художник России Виктор Григорьевич Калинин представляет в Саратове авторский проект «Между молчанием и речью».
Выставка экспонируется с 1 марта по 7 апреля 2019 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (корпус по ул. Радищева, 39).
В экспозиции представлено более 50 работ Виктора Калинина, созданных за более чем 50-летний период творческой деятельности: со второй половины 60-х годов по настоящее время. Четыре картины Калинина были приобретены Министерством культуры России ещё в 70-е годы и переданы в коллекцию Радищевского музея (одна из них находится в постоянной экспозиции Энгельсской картинной галереи, филиале СГХМ). Саратовцы смогут увидеть живописные работы из разных творческих циклов: «Гости», «Родительская суббота», «Шествие», «Зов Афона» и др.
Виктор Калинин родился в 1946 году в селе Залесово на Алтае. Живет и работает в Москве. Академик Российской академии художеств (отделение живописи), первый вице-президент Российской академии художеств (с 2017), член Московского союза художников, член правления Товарищества московских художеств, член Творческого Союза художников России, член Московского Союза писателей.
Картины Виктора Калинина буквально с первых его шагов в искусстве вызывали живой интерес у зрителей и становились предметом пристального внимания и анализа со стороны ведущих искусствоведов нашей страны.
Алтайский искусствовед, академик РАХ Михаил Шишин справедливо утверждает, что как художник, Калинин во многом сформировался благодаря особой творческой атмосфере 60-х годов: благотворно повлияла учеба в МВХПУ (б. Строгановское) в мастерской профессора, академика РАХ, выдающегося живописца Гелия Коржева.
Главная же причина жизнестойкости и творческой самобытности — это крепкие старообрядческие, сибирские корни. И гений рода Калининых, который наделил всех его родных преданностью и укорененностью в родной земле, врожденным нравственным чувством и художественным даром. Родина, дом, близкие и родные люди — это неизбывный источник тем в творчестве Калинина. И это не случайно. Художник ясно видит, как в его роду реализуются линии жизни, которые достигают отчетливости на его глазах. Дед художника был не только священником, но и иконописцем. Он стал живой легендой и духовным столпом рода, воплощением подлинно христианского подвижнического служения, принявшим в годы гражданской войны мученическую смерть. И именно таким, прорывающим мрак, выступает он на картине внука («Портрет протоиерея Тимофея Ключерова).
Отец художника — ратник, прошедший сквозь пекло Первой и Второй мировых войн, и одновременно труженик, не знающий праздности. Отец многоипостасен в картинах Калинина, в том числе предстает и религиозным философом в работе «Отец, читающий Библию». Сильнейший образ, который, вызвал множество откликов — тем, а они проложили путь, в том числе, к образам старцев с Афона.
В лихолетьях религиозных погромов чудом в семье сохранилась книга о Святой горе Афон. Мать рассказывала шестилетнему сыну о святых местах, показывала на картинках, куда приплывают паломники. Были ещё духовные стихи-песнопения, что перед сном пела мать. Мелодия роднилась со светом, проникала в душу, стирала границы предметов, все вокруг становилось этим светом-мелодией. Спустя пятьдесят лет к святым местам Афона приедет сам Виктор Калинин, а в 1995 году напишет свою первую картину «Афон».
От отчего порога до афонской пристани легла незримая, но крепкая духовная ось Виктора Калинина. В своих картинах он все время пытается её сделать очевидной. В картине «Мать» (1968) в проеме дверей родительского дома появляется маленькая детская фигурка — первый символический автопортрет художника. Робкие шаги ребёнка осеняет фигура матери в образе Заступницы. Она будто благославляет сына от первого устоя моста духовного — порога дома — в жизнь, к другому устою — Афону. Так пролегла горизонталь, связывающая все в искусстве Виктора Калинина. Но есть и вертикаль.
Сам художник, излагая философию своего творчества, напишет: «Вначале было острое чувство горизонтали и вертикали, чувство нерушимости и целостности объёма». Откуда же поисходит эта вертикаль?
Движение от дольнего к горнему было в каждой песне-молитве матери. Дольнее — земное, плотное и материальное, а ветер, небеса, Свет — это горнее. Ретроспективно просматривая работы Калинина, можно точно уловить главный вектор его искусства: в цвете, композиции, фактуре, образах будет нарастать развеществление объектов, контуры будут утрачиваться. Формы сохраняют лишь столько подобия с земной проекцией, сколько надо для опознания их взглядом. Соответственно картина, независимо от сюжета, становится сгущением, единым цветовым пятном разной плотности. Фон, в свою очередь, это часть великого Неизреченного, хранящего в себе все, а художник извлекает из него нужное и должное в настоящий момент. Взаимоотношения фона и изображения Калинин формулирует в своей теоретической работе, что открывает хорошие перспективы для понимания семантики его работ: «Крепкий, нерушимый фон наделяет своими качествами те явления, которые он породил». А это ведет к особой концепции композиционного решения картин Виктора Калинина. (По материалам статьи М.Ю. Шишина «Афон в судьбе и искусстве Виктора Калинина». – М. 2016).
Московский искусствовед, академик, доктор философских наук Олег Кривцун определил манеру письма Калинина как «живопись открытой формы»: «Виктор Калинин владеет неповторимым живописным языком, на выставках его письмо узнаешь издалека. На картинах художника – мятеж красок и рассекающих их линий. Эта «сплавленная фрагментарность» образа, своеобразная коллажность, мозаичность цветоналожения стали фирменным знаком Калинина. Возможно, «Портрет Воллара» Пикассо или лики Врубелевских ангелов и демонов – прародители стиля нашего автора. Живописное изобилие в сочетании с подвижной композицией порождает певучесть его картин. Насыщенный фон, где борются вертикальные, горизонтальные, диагональные мазки, выразительные цветовые контрасты – все это создает ощущение визуальной напряженности, упругой динамики холста. Пространство живописи дробится, но одновременно – и сохраняет единство.
Из этого столпотворения красок, борения желтого с чёрным, синего с коричневым вдруг складываются миражи образа. Художник умеет вовремя остановиться, что порождает эффект «открытой формы», даёт возможность родившемуся образу остаться живым, мятущимся, сохранить внутреннюю энергию. Краски остаются играть между собой, перекликаться, теснить, наплывать, сползать, разбухать, озарять, оттенять подвижную разноплановость изображения. Ощущение открытости картины обращает линии восприятия в бесконечность, а что может быть ценнее для произведения искусства, чем его неисчерпаемость!».
В экспозиции персональной выставки Виктора Калинина в Радищевском музее представлены произведения разных лет — от самых ранних, созданных в конце 60-х годов, до написанных уже в наши дни. Но их объединяет какой-то высший строй, определяющий ритмику и своеобразную гармонию. Говоря высоким слогом О.А. Кривцуна, творческое «письмо Виктора Калинина — это демиургическое воздвижение живописи: решительное, волевое, отмеченное посылом большой внутренней убежденности».
Справочно: в России и за рубежом прошло более 20 персональных выставок Виктора Калинина, в том числе в Государственном Русском музее (2010), Центральном Доме художника (Москва, 2012). Участник групповых выставок в более чем 30 странах мира, в том числе в Великобритании, Германии, Дании, Испании, США, Франции, Швейцарии, Японии. Участник международных художественных симпозиумов и арт-салонов в странах Европы и США.
- Выставка к юбилею художника Афанасия Осипова открылась в Национальном худжественном музее Якутии
- Персональная выставка произведений члена-корреспондента РАХ ТАТЬЯНЫ ФАЙДЫШ