Владимир Мигачёв. Внутренняя миграция читать ~3 мин.
с 25 Января
по 18 МартаГалерея ARTSTORY
Старопименовский пер., д. 14
Москва
Новая выставка известного краснодарского художника Владимира Мигачёва в галерее ARTSTORY называется «Внутренняя миграция» (25 января – 18 марта 2018). Её составили пейзажные полотна, написанные в последние 2 года. Художник проделал за это время большой путь – и с точки зрения географической: он объехал 6 областей Центральной России, – и с точки зрения творческой эволюции, совершив своего рода «внутреннюю миграцию», погрузившись в культуру «урочищ» (так на современных топографических картах обозначают места исчезнувших посёлков и хуторов), культуру исчезающей российской деревни.
Выставка «Внутренняя миграция» – это многомерные, сложные, узнаваемые пейзажи. Это авторская живописная техника, которая включает применение золы, кварцевого песка, угля, глины, кузбасслака и часто даже обычной земли-чернозёма: для художника очень важно, чтобы краска превращалась не только в цвет и свет, но и в фактуру, в материю, в плоть. И это вопросы, которые задаёт художник, оставляя в этом важном диалоге со зрителем, – право отвечать или не отвечать, самостоятельно разбираясь в смыслах, вложенных автором.
Один из главных вопросов: как меняется сельский пейзаж – главный объект внимания художника?
Страна становится совсем другой. Пейзаж, который нас окружает, также стремительно меняется. Многие проблемы, в том числе и социальные, выражены в пейзаже, через пространство, в котором мы существуем. На выставке «Внутренняя миграция», к примеру, будут представлены три работы с одинаковым названием «Урочище». С низкой линией горизонта и большим небом; там больше ничего нет, пустота; и наклеенные бинты на тех местах – «как на шрамах», говорит художник, – где и были когда-то строения. Мигачёв вспоминает: «В прошлом году, весной, в дождь, я поехал на речку Средний Зеленчук… Идёт семья с кладбища. Рассказывают мне, что они тут раньше жили. Уехали, потому что – дети, образование, нужно было в город. Потом просят их сфотографировать на фоне хутора. А хутора-то нет, то есть фотографировать пришлось на фоне пустоты. В качестве бэкграунда – просто фон и никакой корневой системы. Отсюда все «иваны-не-помнящие-родства». Всё это откладывается на пространстве пейзажа. Но мне также очень важно ещё личное переживание по этому поводу. Может быть – это и есть внутренняя миграция, моя личная, помимо всей социальной подоплёки».
Проблема внутренней миграции, постепенного исчезновения сельского населения в России, исхода, – заставили художника ездить по этим бывшим хуторам и деревням. Как он считает, «шрамирование» – то, что остаётся от пейзажа вследствие этой самой внутренней миграции. За два последних года Мигачёв «обследовал» 6 областей средней полосы России – Ростовскую, Воронежскую, Липецкую, Тульскую, Калужскую и Орловскую. Он приводит такие данные: к 1979 году в стране исчезло примерно 60% деревень. С 750 тысяч их число снизилось до 177. А сейчас это количество уменьшилось ещё на 23 тысячи. Говорят, что к 2025 году исчезнет примерно 96 % сельских поселений.
Когда-то, в 1980-е художник прочитал такое высказывание известного географа Владимира Каганского: «Русский пейзаж невероятно не осмыслен, он существует отдельно от человека и часто ему вопреки». Мигачёв с этим согласен, однако в каждой его работе можно увидеть светлое пятно, потому что «надежда быть должна. Пусть это не перспектива, но должен появиться какой-то вопрос. Как минимум, что происходит и куда нам двигаться?».
Владимир МИГАЧЁВ родился в 1959 году в деревне на Орловщине. После окончания художественно-графического факультета Кубанского государственного университета остался жить в Краснодаре. В середине 80-х работал в стиле классического реализма. Затем был период увлечения абстракцией, который закончился в конце 90-х, после трёхлетней работы по росписи православного храма в Краснодаре. В жанре пейзажной живописи Мигачёв стал признанным мастером современного искусства, или, скорее, «актуального искусства», – именно такую формулировку он предпочитает. Персональные и групповые экспозиции работ Мигачёва регулярно проходят в России и за рубежом. Работы художника хорошо известны на российской арт-сцене, а также всё более востребованы за пределами России.
- Игорь Дрёмин: Открытие выставочного проекта Владимира Мигачева «КРАЙ. Дневник наблюдений»
- «Владимир Мигачев. Холодный фронт»
- Игорь Дрёмин: Владимир Мигачёв. Пустота
- Выставка «Владимир Мигачев. Пустота»
- Игорь Дрёмин: «Лес»
- Владимир Мигачёв. «Край. Дневник наблюдений»