Временная экспозиция произведений искусства из коллекции Пушкинского музея читать ~4 мин.
с 5 Января
по 31 МартаГлавное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12
Москва
ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет новые экспозиции залов 17 и 23, посвящённые итальянскому и французскому искусству. Эти залы будут доступны для посещения с начала января по март 2023 года по входному билету в музей.
В зале 17, новая экспозиция которого получила название «Италия XVII–XVIII веков. Эпоха барокко», посетители смогут увидеть все шесть композиций Бернардо Беллотто, племянника Джованни Антонио Каналя (Каналетто), которые относятся к двум знаменитым сериям — видов Дрездена и Пирны и видов Рима. Из четырёх работ с видами Дрездена и Пирны ранее выставлялись лишь две — «Вид Старого рынка в Дрездене» и «Вид Пирны с крепостью Зонненштайн»; в этом году к ним добавились «Рыночная площадь в Пирне» и «Вид Пирны от крепости Зонненштайн». Хранящиеся в ГМИИ полотна художника из этой серии выполнены Беллотто в период работы в Дрездене (между 1747 и 1755 годом) по заказу графа Генриха фон Брюля, первого министра при дворе короля польского Августа III Саксонца. Композиции «Вид Римского форума» и «Пьяцца Ротонда с видом на Пантеон» были написаны Беллотто в поздний период его творчества, когда он работал в Варшаве. Они относятся к серии композиций с видами Рима, созданной в 1769–1770 годах по гравюрам Пиранези для польского короля Станислава II Августа Понятовского.
Также будут представлены полотна Джованни Паоло Панини, работавшего в XVIII веке в Риме. Он первым ввёл в Европе моду на композиции с изображением античных руин с фигурами. В новой экспозиции зала 17 можно увидеть пять произведений художника. Среди них «Вид форума в Риме», знаменитое полотно «Посещение Бенедиктом XIV фонтана Треви», а также две композиции, изображающие интерьеры римских базилик: «Внутренний вид церкви Сан Паоло фуори ле Мура в Риме» и «Внутренний вид церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме». Отдельно стоит отметить картину «Руины с фигурами. Проповедь апостола». Живописную поверхность картины покрывал плотный слой потемневшего лака, поэтому до недавнего времени она находилась в запаснике, но прошедшей весной предстала перед зрителем в обновлённом виде. Две картины Панини на сюжет предсказания Сивиллой рождения Христа можно видеть в экспозиции зала 9 на первом этаже.
Ещё один сюрприз для зрителей — картина «Пейзаж с отшельником» выдающегося генуэзского художника Алессандро Маньяско, написанная им в соавторстве с Антонио Франческо Перуццини. Работа поступила в ГМИИ в 2011 году, а в 2022-м была впервые включена в постоянную экспозицию. В марте этого года в неё вернулось и не выставлявшееся более 20 лет полотно «Карнавал» Джузеппе Бонито, неаполитанского художника XVIII века, получившего известность благодаря своим картинам на жанровые сюжеты. Живописные произведения в зале дополняют два мраморных бюста работы Джованни Баттисты Фоджини, изображающие представителей рода великих герцогов Тосканы и исполненные около 1685 года — «Портрет Виттории делла Ровере» и «Портрет Леопольдо Медичи».
Новая экспозиция зала 23 под названием «Франция XVII — начала XIX века. Нравы и вкусы» включает образцы живописи и скульптуры, объединённые центральной темой человека, его повседневной и общественной жизни. Эта тема нашла отражение в различных жанрах искусства: бытовой живописи, портрете, натюрморте и пейзаже, воплотивших дух нескольких эпох — от Grand Siècle до ампира. Так, на картине «Въезд Людовика XIV в Венсен», созданной в мастерской Адама Франса ван дер Мейлена, запечатлена одна из пышных церемоний, которыми так славился французский двор во времена «Короля-Солнца». Неслучайно в экспозицию включена и работа «Собаки и битая дичь» Александра Франсуа Депорта, «художника королевских охот», ведь охота была одним из любимых увлечений короля и его двора в ту эпоху. Следующее столетие вошло в историю французской культуры под названием «Галантного века» и отмечено культом наслаждения.
Примером служит полотно Никола Ланкре «Общество на опушке леса», посвящённое прелестям жизни и радостям любви. Во второй половине XVIII столетия особую популярность в искусстве приобрели семейные сцены, что было связано с возросшим интересом общества к проблемам воспитания; образец такой композиции — «Прощание с кормилицей» Этьена Обри. О вкусе к путешествиям зрителям расскажут пейзажи Юбера Робера и Клода Жозефа Верне, изображающие прекрасные виды Италии — как воображаемые, так и реальные. Подобные произведения служили своеобразными souvenirs о путешествиях. Городской жизни Парижа посвящена картина Робера «Разрушение церкви», которая, не являясь топографически точным изображением городского вида, передаёт скорее атмосферу той эпохи и собирательный образ горожан. Помимо уже выставлявшихся в постоянной экспозиции музея произведений французской живописи и скульптуры, зал украсили шпалеры знаменитой Королевской мануфактуры Гобеленов и другой парижской мастерской, которые наряду с предметами мебели и декоративной бронзы свидетельствуют о богатстве и изысканности интерьеров в особняках знати и буржуа XVII–XVIII веков.
Впервые после сложной реставрации перед публикой предстанут полотна «Фрукты» Жан-Батиста Удри и «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии» Никола Бернара Леписье.
В обновлённом виде, после ремонта, посетители музея увидят и экспозицию зала 29 («Скульптура Микеланджело») со слепками с прославленных шедевров одного из величайших итальянских мастеров эпохи Возрождения, заказанными ещё Иваном Владимировичем Цветаевым.