«Второе дыхание». Художники театра и кино вне сцены и экрана читать ~5 мин.
с 2 Февраля
по 6 МартаГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
2 февраля 2016 года в 16.00 в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) состоится открытие второй выставки произведений членов Отделения театрально- и кинодекорационного искусства Российской академии художеств.
Два года тому назад в этих же залах художники Отделения представляли эскизы декораций, костюмов и макеты к театральным и кинопостановкам, то есть демонстрировали достижения в основной сфере своей профессиональной деятельности.
На выставке «Второе дыхание» мастера театра и кино предстают перед зрителями в иной ипостаси как живописцы и графики. Эта вторая, очень важная область их творчества, сопутствовала основным профессиональным занятиям у большинства авторов с первых шагов художественного пути. Почти все из них получили хорошую академическую школу, в том числе в области живописи и графики. В. Левенталь и С. Алимов учились во ВГИКе у Ю. Пименова и Б. Яковлева, С. Бенедиктов – у Т. Сельвинской, Э. Кочергин – у Н. Акимова, М. Федорова – у В. Фаворской. Прекрасную рисовальную школу прошли в Московском архитектурном институте Б. Мессерер и С. Бархин.
Среди десятерых участников выставки одного уже нет с нами, в июне прошлого года ушел из жизни Валерий Яковлевич Левенталь. Он был самым ярким приверженцем живописной декорации и замечательным станковым живописцем, хотя почти не выставлял свои станковые работы на суд зрителей. Во многом его произведения будут открытием даже для поклонников творчества этого выдающегося мастера. В экспозицию войдут как портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры 70-х – 80-х годов, так и привезенные дочерью полотна, созданные им в последние годы за рубежом.
Станковая живопись и крупноформатные, созданные в авторской технике, офорты Б. Мессерера уже неоднократно экспонировались на его персональных выставках и всегда вызывали восхищение четко выверенной конструктивностью, изысканностью скупой цветовой гаммы. Он продолжает совершенствовать свои холсты годами, поэтому зачастую на каждом очередном показе их можно увидеть по-новому. Два живописных натюрморта с бутылками и керосиновыми лампами созданы художником в прошлом году.
К концу 80-х – началу 90-х годов относится живописная серия С. Бархина «Земли». Уникальная, даже экзотическая техника исполнения на больших досках с использованием земель, собранных в разных частях мира – Фигерасе, Цюрихе, Сиракузах, Мадриде, Москве, Воркуте – вкупе с некоторой притягательной парадоксальностью мышления автора создают завораживающую интригу.
С. Алимов, который в качестве иллюстратора не менее известен, чем как сценограф и мультипликатор, впервые обратился к теме «Мертвых душ» Н. Гоголя в 1971 году именно в книге. На нынешней выставке можно увидеть серию листов в технике шелкографии к «Мертвым душам», созданную в 2013 году для издательства «Вита Нова», знакомого нам своими уникальными художественно- полиграфическими изданиями. Предыдущие поиски автора в гоголевской тематике, дополнены в этой серии новыми аспектами и сюжетами; она выглядит итогом многолетней творческой работы.
Для Э. Кочергина, наоборот, экспонируемые на выставке работы – первый опыт в книжной иллюстрации. В наши дни Э. Кочергин не только художник, но и известный писатель, книги которого переведены почти на все европейские языки. Именно к своей последней книге «Завирухи Шишова переулка», выпущенной в 2015 году, он и сделал иллюстрации, полные живой убедительной фантазии и доброго юмора.
Поэтический лиризм и строгая гармония, присущие одному из мэтров театральной декорации С. Бенедиктову, особенно явственно проявляются в его станковых живописных и графических произведениях. Он благодарно и вдумчиво всматривается в незамысловатые проявления окружающей его будничной жизни, придавая безыскусности скромных пейзажей и натюрмортов значение высокой радости бытия.
Патриарх кинодекорационного искусства А. Т. Борисов – живописец чарующей нежной интонации. Его натюрморты, и прежде всего цветы, тают в пространстве холста, маня и притягивая тонкой колористической нюансировкой. В портретах он более монументален и определенен. А небольшие этюды, рисунки и наброски с натуры, собранные в нескольких общих рамах, могут служить высокопрофессиональным учебным руководством для молодых художников.
Ю. Устинов, профессионально работающий и в театре, и в кино, как в своих театральных эскизах, так и в уже экспонировавшихся станковых живописных работах, часто прибегал к усложненным, хотя и красивым, даже эффектным, насыщенным философскими идеями формам. Представленная на выставке серия крымских пейзажей, созданных художником в последние три года, отличается естественностью и прямодушием. При кажущемся на первый взгляд однообразии сюжетов они создают выразительную картину близкого художнику по духу мира упоительного поглощающего покоя.
Станковые работы выдающегося российского кутюрье и автора театральных костюмов к многочисленным спектаклям В. Зайцева разнообразны по характеру. Более ранние из них, выполненные тушью и масляной пастелью, иногда остро провокационные, свидетельствующие о неординарном внутреннем мире художника, уже привычны нашему глазу по предыдущим показам. Последующая серия сюжетных работ и натюрмортов в технике фотопечати, которую он прежде называл «фотоживописью», смотрится несколько вторично. В 2015 году, используя эту же технику фотопечати с применением компьютерных технологий, он обратился к орнаментальным фотокомпозициям. Его орнаменты отличаются фантазийной сложностью, конструктивной и колористической стройностью, безупречностью вкуса.
Известный художник по костюмам М. Федорова в своих цветных графических работах в современном ключе переосмысливает фольклорные мотивы. Ее мажорные, сложные по цветовому решению сказочные коты, львы, грифоны, сирины, балаганные плясуны и музыканты, оставаясь верными народной традиции, изображены с учетом новейших тенденций пластического искусства.
Созданная М. Федоровой в соавторстве с Н. Лаврищевой инсталляция «Из чего родился художник» включает в себя исторические раритеты, архивные материалы, графические произведения династии художников Федоровых-Осиповых, В. Фаворской, относящиеся к концу 19 – началу 21 века.
Организаторы выставки не ставили своей задачей раскрыть связь станкового искусства художников Отделения с их декорационным творчеством, которая и так очевидна. Выставка призвана продемонстрировать их высокие художественные возможности в условиях свободы от сценических и драматургических рамок. Широту и самодостаточность творчества художников театра и кино вне сцены и экрана.