Выставка Art for Art читать ~6 мин.
с 20 по 28 Октября
Центральный Дом художника
Крымский Вал, 10
Москва
С 20 по 28 октября 20018 года в Центральном доме художника в рамках 44-го Российского антикварного салона пройдёт презентация нового творческого объединения анонимных художников Art for Art, демонстрирующая альтернативную традиционной, салонной парадигму существования изобразительного искусства в современном мире. Ее представит Gallery Cart Art Foundation – одновременно художественная галерея и меценатский фонд, основанный не только для собирания и экспонирования предметов искусства, но и, что особенно интересно, для их создания. Галерея представляет собой революционный подход к коллекционированию и продвижению на рынке современного визуального искусства. Свою миссию Gallery Cart Art Foundation видит в распространении идеологически новой парадигмы художественного творчества, которая сформировалась как протест против принятой повсеместно модели работы галерей и других связанных с искусством институций. Детерминированная рыночными отношениями, в которые встроена и художественная деятельность, эта модель оперирует такими шаблонами, как стиль, возраст (картины и художника), провенанс, которые определяют судьбу произведения. На нее также влияет мнение критиков и экспертов, задающих модные тренды. Творческая свобода оказывается зажатой в этих шаблонах, как в тисках, а подлинная стоимость искусства подменяется конъюнктурной рыночной стоимостью. Движение Art for Art объединило художников, желающих работать вне этой системы, и первым жестом в этом направлении стала анонимность авторов произведений, когда все художники выступают под псевдонимами. Таким образом, в центр внимания помещается продукт их творчества, освобожденный от каких-либо корреляций с личностью автора. Это освобождает художника от условностей, даёт неограниченную свободу для творчества, экспериментов, фантазии, без оглядки на реальные обстоятельства, биографию, личные связи, прежние заслуги и т. д. Предмет искусства выступает как абсолютная данность, открытая для свободного восприятия зрителем вне исторического и биографического контекста, как «вещь в себе», чье существование зависит от художественного волеизъявления зрителя и того окружения – в том числе и материального – в который он помещает предмет искусства. Галерея же (а в нашем случае – меценатский фонд) берет на себя ответственность не только за эти творческие эксперименты, но и за дальнейшую судьбу произведений. В её задачу входит, с одной стороны, представить в своем собрании максимально возможную вариативность стилей, живописных техник, творческих подходов и тем, выбранных по единственному критерию – быть интересными наибольшему числу зрителей. С другой стороны, – обеспечить доступ к своему собранию для наибольшего количества людей. Поэтому представительства Gallery Cart Art Foundation расположены во многих странах и городах – в Монако, Париже, Берлине, Цюрихе, а выставки, им организованные, проходят буквально по всему миру. Впервые в этот круг включается и Москва.
Такой подход к существованию искусства в современном мире сегодня очень актуален и для галерей, которые все меньше являются «местом, где развешены картины», и все больше – также и субъектом творчества, который влияет на этот процесс, соотносит его с ведущими трендами социокультурной жизни и, таким образом, даже управляет им. Актуален он и для самих художников, поскольку в современном мире художник все больше отдаляется от образа «демиурга, противостоящего толпе». Электронные средства распространения информации, которые зачастую стирают барьеры между информационным потоком и художественным высказыванием, существенно повлияли на содержание, восприятие, распространение произведений искусства. Творец все дальше уходит от элитарного противопоставления себя массе и все больше становится её частью, выразителем, личностно и персонально не явленным, скрытым за паролем, ником, аватаркой, псевдонимом. На неизбежность такого пути развития искусства указывал ещё в первой половине 20 века выдающийся испанский философ Хосе Ортега и Гассет в работе «Восстание масс». Можно сказать, оно в полной мере реализовалось сегодня, когда популярность того или иного события, сообщения, феномена в Фейсбук, Инстаграм и других социальных сетях и средствах массовой информации определяет сам факт их существования в актуальном поле. Исходя из этого складываются и эстетические приоритеты современного искусства, целью которого становится максимально точное попадание в массовое сознание, прямая апелляция к архетипическим формам и популярным жанрам. Все это не значит, что такое искусство лишено индивидуального почерка и творческого поиска. Напротив, их сочетание с умением чувствовать популярные тренды способно привести к созданию по-настоящему интересных, талантливых произведений, что и демонстрирует выставка Art for Art.
На выставке будут представлены более 30 живописных работ, выполненных в разных техниках и жанрах. Художники, чьи картины участвуют в экспозиции, каждый по-своему искали пути к достижению гармонии между массовым и индивидуальным. Так, например, Harry Carlson, представленный на выставке работами из двух циклов «О природе» и «Жизнь машин», владеет уникальной авторской чрезвычайно трудоёмкой техникой письма длинными непрерывными линиями различной толщины из выдавленной на холст полужидкой краски, которые переплетаясь, слой за слоем, создают неповторимый эффект объёмности и глубины изображения. Его работы не чужды философичности. Цикл «Жизнь машин» посвящен идее времени: машины, которые в своё время были предметами роскоши, в картинах стали разрушенными призраками иллюзий, частью поглощающей их природы. В этих картинах борьба и единство технического прогресса с естественными силами переданы с глубокой энергетикой и особым смысловым подтекстом. В цикле «О природе» художник создаёт ощущение невероятной глубины и реалистичности природного ландшафта. Тонко играя с цветом и полутонами, он достигает удивительного, почти мистического эффекта, завораживающего зрителя.
John Atwood работает в технике пуантилизма. Свои полотна он строит, словно мозаику, из мельчайших точек, пикселей различных цветовых оттенков. Тонкий, колорист, John Atwood игрой цвета и полутонами передаёт форму и объём, а также придаёт динамизм своим персонажам. В своих картинах он тяготеет к отражению современных тенденций, связанных с популярными в обществе темами: героизация звёзд музыки, эстетизм мира моды, идеализация женственности и др.
Otto Wagner – художник, известный авторской интерпретацией этнических мотивов. Его картины – это выражение основных архетипических образов в современной трактовке. Они выполнены широкими свободными мазками мастихином в стиле постимпрессионизма.
Ursula Larsen – стиль этой художницы узнаваем с первого взгляда. В фокусе её внимания – женские образы, тяготеющие к мотивам прерафаэлитов, они помещены в центр насыщенного орнаментального фона, выполняющего роль внешнего контекста. Ее картины близки по духу мотивам европейского ар нуво, американского арт энд крафт и русского модерна, черпавшего вдохновение в фольклоре и русских народных сказках.
Patrick Duchamp вписывает свои полотна в современное цифровое социокультурное пространство, где яркая и броская картинка поглощает или отодвигает все иные смыслы во имя идеи завладеть вниманием как можно большего числа людей. Темы его картин под стать этой идеологии – мода, звезды шоу-бизнеса, современная поп-культура, шик и роскошь – словом все, что подпадает под определение консюмеризма в современном обществе. Но изображает он все эти темы с тонкой самоиронией и психологизмом, а в качестве техники прибегает к сангине, карандашу, углю на картоне и мелованной бумаге.
Alice Zimmerman воспевает в своих картинах красоту и индивидуальную неповторимость человеческого тела. За формальной простотой линий и форм художница открывает многослойный внутренний мир своих персонажей. В своих картинах она часто обращается к знакомым образам: женственность, материнство, любовь, верность, измена, одиночество и т. д., трактуемым зачастую в философско-мифологическом ключе.
Jing Wu – американский художник, выступающий в стиле абстрактного экспрессионизма. Тонкий колорист, он выстраивает из хаоса цветовых пятен тонкую гармонию, которая наполняет зрителя внутренним покоем и умиротворением. Картины Jing Wu прекрасно сочетаются с самыми разными интерьерными решениями и могут быть отличным цветовым акцентом в любом дизайнерском проекте.
Выставка Art for Art открыта для посещения с 21 по 28 октября с 12 до 20 ч. в зале ДНК Центрального дома художников по адресу: Крымский вал, 10.
- Правда о Холокосте, которую не хотели знать. История Яна Карского
- «М7». Выставка произведений Олега Леонова
- «Восстание Эсперансы» Пэм Муньос Райан, краткое содержание