Выставка «Авангард. На телеге в ХХI век» 6+ читать ~9 мин.
с 18 Сентября
по 10 ЯнваряАрт-галерея Ельцин Центра
ул. Бориса Ельцина, д. 3
Екатеринбург
Ельцин Центр совместно с «Энциклопедией русского авангарда» представляют «Авангард. На телеге в XXI век» – первую в истории изучения русского искусства выставку, раскрывающую историю беспрецедентного для провинциальных городов показа современного искусства. В проекте собраны почти полторы сотни произведений 51-го художника, из собраний Вятского художественного музея, Яранского краеведческого музея и Слободского краеведческого музея.
Выставка «Авангард. На телеге в ХХI век» обращается к событиям бурного послереволюционного времени в Советской России, новым возможностям, открывшимся перед искусством, и непростым условиям, в которых оно пыталось прокладывать путь к зрителю. В 1918–1921 годах произведения авангардистов в большом количестве закупались государственной комиссией для отправки в различные регионы страны. Более 1100 работ были отправлены в 32 города и населенных пункта, где были открыты государственные свободные художественные мастерские. На их основе предполагалось создать целую сеть музеев современного искусства, которые покажут новаторское искусство в провинции и воспитают художников, способных совершить культурную революцию. Разруха и тяготы послереволюционного времени не позволили реализоваться этому утопическому проекту.
Важным, но малоизвестным, его эпизодом оказалась судьба трех выставок, организованных районным отделом Главмузея города Советска в Вятской губернии (Кировской области). Две успешные выставки, проведенные в уездном Советске местными просветителями-энтузиастами в 1920-м году, вдохновили их на большой проект. В октябре 1921-го в Советске открылась Третья передвижная выставка. Она была блокбастером даже по столичным меркам. Работы привезли из Вятки, Москвы, Петрограда, Казани. Участвовало 55 художников, 322 произведения, среди которых Кандинский, Родченко, Степанова, Удальцова. Для провинции это был беспрецедентный масштаб. Выставка ошеломила публику своей новизной и необычностью. Многие работы – особенно авангардные – были не поняты посетителями.
По замыслу устроителей картины должны были проехать по 7 городам губернии – Советску, Яранску, Царево-Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. Через месяц после открытия шедевры по разбитым дорогам на телегах привезли из Советска в Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала бездорожья они остались навсегда. Несколько раз их собирались вывезти в Вятку, но все попытки оказались неудачными. Только в 1965 году 77 из 322 произведений были переданы в Вятский художественный музей.
Объединенные усилия Ельцин Центра и команды Энциклопедии русского авангарда позволили частично воссоздать эти выставки. Десятки работ ждали почти 100 лет, чтобы быть заново открытыми и рассказать зрителю свою историю и историю непростого, но важного времени, в котором они создавались. К сожалению, далеко не все работы дошли до наших дней, а часть из них до сих пор ожидает реставрации и улучшения условий хранения.
На выставке будет впервые показан ряд работ, отреставрированных специально для этого проекта. В общей сложности Энциклопедией русского авангарда и Вятским художественным музеем им. Васнецовых проведена реставрация десяти картин. В их числе: «Лежащая женщина» Георгия Лазарева, «Площадь. Эскиз декорации к Хованщине» Федора Федоровского, «Эскиз декорации» Александра Родченко.
Художники, представленные на выставке: Андреевская, Белянин, Бубнова, Вшивцев, Гренцевич, Григорьев, Деньшин, Демидов, Древин, Кандинский, Качура-Фалилеева, Клюн, Князев, Колесников, Кравченко, Кругликова, Кудряшов, Лазарев, Малютин, Малютина, Машков, Медведев, Меркушев, Миганаджиан, Михайловский, Моргунов, Никитин, Паин, Пальцева, Пестель, Плещинский, Попова, Радимов, Родченко, Розанова, Синезубов, Соколов, Степанова, Тимофеев, Удальцова, Фалилеев, Федоров, Федорова-Машкова, Федоровский, Фешин, Чекрыгин, Чернышов, Штеренберг, Щербаков, Экстер, Якимченко.
Машков Илья Иванович, Пейзаж, 1911, х.м., 53 х 71 см
Представитель московской школы живописи, один из основателей общества «Бубновый валет», в 1908 г. Машков (1881-1944) путешествовал по Европе. В этом пейзаже проявилось его увлечение французским искусством – стилем фовизм, в котором работали такие художники как Матисс, и который отличался использованием ярких и часто не натуральных красок и цветовых сочетаний. Здесь также отразились элементы примитивизма и «безудержное буйство кисти», характерное для работ Машкова этого периода. В пронзительно оранжевом небе в контрасте с глубоким синим морем и розовыми горами отразилась жадность художника к краске, словно заполняющей всю окружающую среду.
Экстер Александра Александровна, Городской пейзаж (Композиция), ок. 1916, х.м.
В начале XX века дерзкие женщины-художницы выступили активными членами нового общества и ревностными участниками эстетической революции. Провозвестник русского авангарда Александра Экстер (1882–1949), окончив Киевское художественное училище и выйдя замуж за успешного адвоката, несколько лет провела в Париже, где училась в Академии де ля Гран Шомьер и дружила с Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо и Арденго Соффичи. Вскоре она перешла от довольно любительских натюрмортов к более зрелым кубистическим экспериментам. «Городской пейзаж» – одно из самых знаковых произведений Экстер, написанных в стиле кубо-футуризм – характерном для русского художественного авангарда тех лет, и стремившемся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Подобно сложному орнаменту ковра, все пространство холста заполнено геометрическими формами домов и заводов. Экстер рассматривает городской пейзаж словно сверху и распластывает его на поверхности холста – расчленяя здания на составные формы и складывая из заново.
Кандинский В.В. «Эскиз к композиции «Красное с черным», 1915, бумага, акварель, тушь, лак, 22,8х33,8.
Произведение относится к московскому периоду творчества Василия Кандинского (1866 – 1944), когда мастер мало творил из-за своих государственных обязанностей. Маленькие фантастические конструкции, похожие на графические знаки-символы, замечательно сочетаются внутри всей композиции 1915 года, желтые, синие, красные пятна, цветные облака, мягкие, часто оконтуренные, образуют сложнейшие сочетания. Среди них, словно молнии разного цвета, зигзагами мелькают линии. Эти пятна то больше, то меньше. Это хор красок, врывающихся в душу из природы, по выражению самого художника.
Акварель была подклеена оборотной стороной к рисунку В.Чекрыгина (1897 – 1922) «Сцена в поле» и в таком виде поступила из г.Яранска (Кировская область) в Кировский художественный музей в 1965 году. Акварель является эскизом к работе «Композиция. Красное с черным» 1920 года, находящейся в Государственном музее искусств Узбекской ССР (г. Ташкент).
Фешин Николай Иванович «За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой», 1913, х.м., 80,6х98,4
На склоне лет И.Е. Репин (1844-1930) назовет Н.И. Фешина лучшим живописцем России. В Казани, Фешин создал свои самые выдающиеся произведения российского периода. Одним из таких -является портрет О.М. Ясеневой, написанный в период, когда она приехала из Уфы в Казань для поступления на казанские Высшие женские курсы.
Ясенева О.М. оставила воспоминания о создании портрета: «Однажды, весной 1913 года… К нам подошел невысокого роста, скромно одетый молодой человек…Фешин (это был он)…Через несколько дней …Фешин выразил желание писать мой портрет… Фешин просил меня, чтобы я приготовила для сеанса утреннее платье – капот или матинэ… Во время сеансов он рассказывал о своих поездках по Европе… Фешин очень требовательно относился к своему труду. Огорчался, что не может выразить то, что задумал, и часто смывал или смазывал часть полотна и начинал снова.
Сеансы продолжались не очень долго. У меня начались экзамены, а Николай Иванович сказал, что сделает перерыв в своей работе, и немного не закончил портрет.»
Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. СКМ
«Живописными архитектониками» Любовь Попова называла свои геометрические композиции, написанные в 1916–1918 годах. Это был ее собственный вариант беспредметной живописи, связанный с супрематизмом Казимира Малевича.
Использованный Поповой термин «архитектоника» говорит о том, что важным источником для работ этого цикла она считала принцип архитектоничности, пришедший из архитектуры. Цикл беспредметных работ, показанный ею в 1916 году на выставке «Бубнового валета», назывался «Шах-Зинда». Этим подчеркивался источник создания беспредметных композиций – знаменитый архитектурный памятник средневекового Самарканда, который Попова видела во время поездки в Среднюю Азию в 1916 году.
На протяжении 1917 года эволюция «живописных архитектоник» идет по пути композиционного усложнения: происходит пересечение и взаимопроникновение цветовых плоскостей. За это время Попова создает около ста работ. В своей заметке «Разбор вещей по фотографиям» она пишет: «Живописное пространство строится кулисным взаимоотношением плоскостей. Линия вводится независимо от объема в своем чистом виде, как графическое начертание. Цвет играет роль фактурную и [его] напряжением определяется построение пространства».
«Живописные архитектоники», выполненные в 1918 году (их насчитывается более двадцати), доводят принципы сочетания цветовых плоскостей до совершенства. Далее в творчестве Поповой следует новый прорыв в пространство – цикл «Живописных конструкций» (1920).
Алексей Кравченко. Радуга. 1913. ВХМ
Картина Алексея Кравченко «Радуга» написана в 1913 году, когда уже складывается его индивидуальный живописный стиль. К этому моменту Кравченко завершил свое художественное образование. Во-первых, закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где прошел школу живописного мастерства Сергея Иванова, Константина Коровина и Валентина Серова. Затем получил уроки графического искусства у известного рисовальщика Шимона Холлоши в Мюнхене.
В начале 1910-х годов Кравченко совершил творческое путешествие по Италии и Греции, где изучал классическое искусство.
В то же он увлекся современным французским искусством, и Поль Сезанн стал для него своего рода путеводной звездой в живописи.
Все эти разнообразные тенденции сосредоточились в картине «Радуга». Пейзаж построен по классическому образцу – кулисы (деревья) на переднем плане, за ними открывается пейзаж, уводящий взгляд в глубину. Но пейзаж при этом выглядит достаточно условным, поскольку написан яркими цветами в стилистике московского сезаннизма.
Картина «Радуга» заслуживает внимания, как итоговое произведение раннего Кравченко.
Кураторы выставки
Андрей Сарабьянов (Москва) – искусствовед, куратор, издатель, исследователь русского авангарда, редактор «Энциклопедии русского авангарда».
Наталья Мюррей (Лондон) – искусствовед, куратор, лектор лондонского Института Курто.
Анна Шакина (Киров) – искусствовед, кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых.
При участии культурного и издательского проекта «Энциклопедия русского авангарда».
- В Санкт-Петербурге начал работу международный фестиваль театров «Радуга»
- Клиника Ассута: лечение мирового уровня в Израиле
- «Путевой альбом» - первая персональная выставка художника Романа белянина в филиале Радищевского музея