Выставка «Блокада Ленинграда в фотографиях» в Сочинском художественном музее читать ~4 мин.
с 29 Апреля
по 31 МаяСочинский художественный музей
Курортный проспект, 51.
Сочи
Среди фотографий этой выставки – даже снимки улыбающихся людей, людей работающих, спешащих по делам, не замечая мертвых тел на обочине. И дело не в жестокости тех, кто проходит мимо, – они попали в то внутреннее пространство войны, где уже нет смерти и жизни, привычных координат человеческого бытия, и время исчисляется по-другому. Каждый полдень отмечен дневной авиабомбардировкой города, полночь – ночной. Где забота о бытовых нуждах становится конгениальна философскому постижению истины, а занятие наукой находится за гранью безумия, вызывающего почтение тех, кто ещё жив.
Всеволод Тарасевич. Ленинградский фронт. Автоматчики-гвардейцы в отбитых у противника траншеях пункта Р. Январь 1944. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Великая Отечественная война и Победа в ней стали для нашей Родины великим подвигом и испытанием, тем событием, которое и сегодня живет в народной памяти. Блокада Ленинграда – та героическая и трагическая страница Великой Отечественной, которая переживается как личное событие большùм числом людей. Бòльшим, чем будет со временем. Ещё живы герои снятия блокады, защитники рубежей Ленинграда и горожане, пережившие 900 дней в кольце блокады, – им посвящается эта выставка.
В Ленинграде за время блокады погибло более 700 000 человек. В этом городе, абсолютно обреченном с точки зрения даже физиологических возможностей человека (зимой 1941-1942 годов норма выдачи хлеба колебалась между 125 и 500 граммами в сутки, зимой 1942-1943 – между 300 и 500 граммами, а, кроме хлеба, не было уже ничего), существовали правила выживания: выжили те, кто помогал, из последних сил заботился, обогревал, кормил близких, кто тратил драгоценные калории на физические усилия борьбы. В городе горели книги, мебель. Но уцелели все ценнейшие библиотеки и музеи, статуи парков были закопаны в землю, часть драгоценных культурных сокровищ вывезено. В городе соседствовали апатия и патриотизм, работа в цеху людей, привязывавших себя к станкам, чтобы не упасть от голода, и «сладкая» жизнь узкого круга лиц, причастных к распределению продовольствия. В городе идеалисты умирали от голода на собраниях и на рабочих местах, а циники собирали коллекции старинной живописи. В этом городе ели умерших соседей и выхаживали умирающих, отдавая им свой хлеб. В блокадном Ленинграде существовало много уровней параллельных жизней.
Василий Федосеев. 15-летняя Вера Тихова, отец и два брата которой сражаются на фронте, - хороший квалифицированный токарь 3-го разряда. За 6-часовой рабочий день она выполняет 1,5 нормы. Специальность приобрела на заводе, где до войны работал один из ее братьев. Август 1943. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
«Внутреннее пространство войны. Блокада Ленинграда в фотографиях» – выставка документальной фотографии, среди её авторов – известные советские фотографы, работавшие на Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС), такие, как Всеволод Тарасевич, Борис Кудояров, и фотографы ленинградской прессы времен той войны, например, отец поэта Иосифа Бродского, Александр Бродский, а также неизвестные авторы. Среди фотографий есть хорошо знакомые, неоднократно опубликованные в советское время, а также те, что были рассекречены двадцать лет назад. Некоторые из снимков предстают в рамках экспозиции впервые перед широкой публикой.
Зрительный ряд выставки – 150 архивных фотографий – трагичен и прозаичен одновременно. Но помнить эту историю мы обязаны, а смотреть на эти снимки вдохновляет знание о том, что люди, на них запечатленные, все-таки выжили. Не все, но хотя бы половина тех ленинградцев, кто оставался в городе 900 дней в кольце блокады.
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944.
В подписях ко многим фотографиям сохранены сведения, публиковавшиеся вместе со снимками в годы войны.
В октябре-декабре 2003 г. выставка была показана в Национальном музее Словакии, г. Братислава. В январе-феврале 2004 г. – в Московском музее современного искусства, Россия. В апреле 2005 г. – в Доме наук о человеке, Париж, Франция. В апреле-мае 2006 г. – в Самарском областном художественном музее, Россия. В мае-июне 2010 г. – в Аллен-Центре, Хьюстон, США. В августе 2012 г. – в Центре современной культуры «Реколета», Буэнос-Айрес, Аргентина. В феврале-марте 2013 г. – в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына, Россия. В январе-феврале 2014 г. – в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО Министерства культуры России, Москва.
Григорий Чертов. Ленинград. Войска, направляющиеся на фронт, проходят по Загородному проспекту. Сентябрь 1941. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Фотохроника Телеграфного Агентства Советского Союза (ТАСС). На проспекте Володарского. Сентябрь 1941. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Всеволод Тарасевич. За водой из лопнувших труб. Январь 1942. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Давид Трахтенберг. После первых артобстрелов. 1941. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Георгий Коновалов, Михаил Трахман. Невский проспект. Май 1942. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Александр Михайлов. Артобстрел. Сентябрь 1941. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Николай Хандогин. Воскресенье. После артиллерийского обстрела. Невский проспект. 8 августа 1943. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Неизвестный автор. Житель города Ленинграда возле булочной после получения хлебного пайка. 1942. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
- «Мой рок-н-ролл»
- Татьяна Трунова. Я ОГЛЯДЕЛАСЬ ВКРУГ. Масляная пастель
- «Ничего кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина и Инны Баженовой»
- Выставка фотографа и художника Анны Величко «Хронос vs Хаос»
- Фотовыставка. Виктория Иванова. НатюрМысли
- Тейт Модерн устанавливает интерактивные экраны для посетителей
- Концерт органной музыки
- «Мастера советской фотожурналистики. 1920-е – 1980-е годы»