Выставка «Декоративное искусство». Произведения художников Отделения декоративного искусства РАХ читать ~13 мин.
с 29 Мая
по 24 ИюняГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
Выставка «Декоративное искусство» по своей сути событийная. Она приурочена к семидесятилетию создания в структуре РАХ Отделения декоративно-прикладного искусства, истоки зарождения которого можно отнести ко времени преобразования Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР в 1947 году.
Перед АХ СССР ставились большие задачи по формированию художественной политики в стране, по подготовке квалифицированной художественной смены, а также по усилению внимания к роли и месту декоративного искусства в преобразовании жизненной среды и предметного мира человека. В 1948 году были созданы творческие мастерские по разным видам изобразительного искусства, в том числе и мастерская по декоративно-прикладному искусству под руководством В.И. Мухиной. История Отделения тесно связана с именами крупнейших российских художников Ф.Ф. Федоровского, А.А. Дейнеки, Н.В. Томского, В.Ф. Рындина, К.И. Рождественского, М.М. Курилко-Рюмина, Л.А. Соколовой. В сферу деятельности Отделения входили вопросы развития художественной промышленности, дизайна, проектирование предметно-пространственной среды, оформительское и экспозиционное искусство.
В связи с изменением общественно-экономической обстановки в стране в 1990-е годы, закрытием многих художественных производств изменились и условия деятельности художников. Теперь их творчество сосредоточивается в мастерских-студиях, а творческие связи с предприятиями художественной промышленности ослабевают. Поэтому Отделение декоративного искусства сосредоточило внимание на вопросах авторского творчества художников.
Статус современного художника декоративного искусства заметно меняется, расширяется диапазон его творчества, круг задач и интересов, происходит универсализация творческой деятельности. Наряду с основной профессиональной специализацией художник обращается к другим материалам, видам и жанрам, что весьма органично и закономерно, так как декоративное искусство в своей сущности синтетично и использует средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры. В результате общения художников стекла и гобелена, керамики и фарфора, текстиля, ювелирного искусства, искусства моделирования одежды воссоздаётся общая картина состояния декоративного искусства. Вместе с тем каждый автор видит себя в контексте единого творческого процесса.
Сегодня Отделение декоративных искусств РАХ представлено двадцатью тремя художниками, работающими в разных видах и жанрах – стекло, керамика, текстиль, гобелен, ювелирное искусство, искусство эмали.
В экспозиции будет представлено более 200 произведений, выполненных академиками и членами-корреспондентами РАХ. В том числе керамика Валентины Кузнецовой, Валерия Малолеткова, Галины Корзиной, Марии Фаворской, Владимира Гориславцева, скульптуры и композиции из стекла Любови Савельевой, Фидаиля Ибрагимова, Тимура Сажина, Ольги Победовой, Александра Фокина, Юлии Мерзликиной, гобелены Сергея Гавина, авторские композиции из текстиля Натальи Мурадовой, декоративные панно в лоскутной технике Нины Буденной, монументальные панно и композиции в технике горячего батика Ирины Трофимовой и Татьяной Шихиревой, ручное ткачество Аллы Шмаковой, арт-объекты Феликса Кузнецова и авторская кукла Александры Худяковой. Это ведущие мастера в своих направлениях, которые определяют эстетический уровень декоративного искусства как составной части современного художественного творческого процесса.
В наше время знание техник и технологий, технический эксперимент являются приоритетными направлениями в деятельности РАХ, приобретают характер художественного феномена в поисках и утверждении авторского стиля. Декоративный объект в его пространственном соизмерении приобретает новые художественные параметры. Эволюция от предмета к арт-объекту, рождение новых форм, таких как инсталляция, перформанс, лэнд-арт, кардинально изменили эстетические ориентиры, а вместе с тем и образно-пластическую систему выразительных средств.
Выставка «Декоративное искусство» произведений членов Отделения декоративного искусства Российской академии художеств представляет широкую панораму творческого процесса во всём многообразии индивидуального авторского видения общих проблем современного искусства ХХI века.
«Декоративное искусство»
в Российской академии художеств
Выставка «Декоративное искусство» по своей сути событийная. Она приурочена к семидесятилетию создания в структуре РАХ Отделения декоративно-прикладного искусства.
Истоки его зарождения можно отнести ко времени преобразования Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР в 1947 году. Решением Президиума АХ СССР в феврале 1948 года были созданы творческие мастерские по разным видам изобразительного искусства, в том числе и мастерская по декоративно-прикладному искусству под руководством В.И. Мухиной. В своей многогранной деятельности Вера Игнатьевна обращалась к разным материалам, в том числе к стеклу. В конце 1930-х годов она работала на Ленинградском заводе художественного стекла, где создала произведения, ставшие классикой отечественного стеклоделия.
В 1949 году мастерскую по декоративно-прикладному искусству возглавил вице-президент АХ СССР Ф.Ф. Федоровский, одновременно руководивший и театрально-декорационной мастерской. В 1952 году создается комиссия по декоративно-прикладному и монументальному искусству, преобразованная в 1958 году в Совет при Президиуме АХ СССР по декоративно-прикладному, монументальному искусству и художественной промышленности, которую возглавил А.А. Дейнека.
Совет должен был осуществлять связь с предприятиями лёгкой промышленности, оказывать влияние на художественный уровень выпускаемых массовых изделий и их роль в обновлении бытовой предметной среды. Ответом на запросы времени стала Всесоюзная выставка в Центральном выставочном зале «Искусство в быт» в 1961 году, определившая новую художественную программу красоты и пользы, простоты и утилитарности в искусстве предметного мира. Задачи по формированию и эстетическому преобразованию жизненной среды человека обратили внимание к декоративному искусству. За годы своего существования Совет сыграл большую роль в утверждении декоративного искусства как важной области художественной деятельности и его значимости в современной культуре (прекратил свою деятельность в 1966 году).
Важным событием стало создание в 1962 году в структуре АХ СССР Отделения декоративно-прикладного искусства, руководство которым осуществлял до 1966 года Н.В. Томский. При Отделении продолжали работать художественные советы по декоративно-прикладному и монументальному, театрально-декорационному искусству. В разные годы их работу возглавляли выдающиеся художники, секретари-академики А.А. Дейнека (1966-1968), В.Ф. Рындин (1970-1973), К.И. Рождественский (1973-1988), М.М. Курилко-Рюмин (1988-1995). В сферу деятельности отделения входили вопросы развития художественной промышленности, дизайна, проектирование предметно-пространственной среды, оформительское и экспозиционное искусство. В эти годы укрепляются связи с фарфоро-фаянсовыми, стекольными, текстильными предприятиями в разных республиках страны. Центральной темой становится «Художник и производство». Проводились выездные заседания с обсуждением текущего ассортимента изделий, творческой практики, роли и места заводского художника, организовывались специализированные выставки групповые и персональные, проводились творческие встречи и вечера.
В 1997 году на заседании академического собрания было принято решение выделить в самостоятельные единицы Отделение декоративно-прикладного искусства и Отделение театрального и кино-декорационного искусства. С 1998 по 2003 год Отделением декоративно-прикладного искусства руководила Л.А. Соколова, а с 2003 года и по настоящее время его возглавляет академик-секретарь Л.И. Савельева.
В связи с изменением общественно-экономической обстановки в стране в 1990-е годы, закрытием многих художественных производств изменились условия деятельности художников. Их творчество сосредоточивается в мастерских-студиях. Творческие связи с предприятиями художественной промышленности ослабевают. Отделение декоративного искусства сосредоточило внимание на вопросах авторского творчества художников.
За последнее тридцатилетие декоративное искусство прошло радикальный путь развития. Декоративный объект в его пространственном соизмерении приобретает новые художественные параметры. Эволюция от предмета к арт-объекту, рождение новых форм, таких как инсталляция, перформанс, лэнд-арт, кардинально изменили эстетические ориентиры, а вместе с тем и образно-пластическую систему выразительных средств. Декоративное искусство вошло в общий контекст творческого процесса.
Заметно меняется статус современного художника декоративного искусства, расширился диапазон его творчества, круг задач и интересов, происходит универсализация творческой деятельности. Наряду с основной профессиональной специализацией художник обращается к другим материалам, видам и жанрам, что весьма органично и закономерно, так как декоративное искусство в своей сущности синтетично и использует средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры.
В истории отечественного и мирового искусства немало примеров, когда к декоративному искусству обращались большие художники. Это В. Васнецов, М. Врубель, С. Малютин, В. Серов, П. Кузнецов, К. Малевич, В. Кандинский, Н. Суетин, В. Мухина и многие другие. Они привносили свежий непредвзятый взгляд на материал и его возможности, при этом уделяли большое внимание вопросам ремесла, овладению технических приёмов, которые составляют основу всякого предметного творчества. Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и напомнить, что в Императорской академии художеств исключительное внимание отводилось исполнительскому мастерству. Уже в 1764 году было принято «установление о мастерствах», в котором были предусмотрены все виды ремесленных дисциплин, «причастных к художествам» ‒ токарное, литейное, статуйное, слесарное, чеканное, лакировальное, золотарное и так далее.
В наше время знание техник и технологий, технический эксперимент являются приоритетными направлениями в деятельности РАХ, приобретают характер художественного феномена в поисках и утверждении авторского стиля. Сегодня Отделение декоративных искусств РАХ представлено двадцатью тремя художниками, работающими в разных видах и жанрах – стекло, керамика, текстиль, гобелен, ювелирное искусство, искусство эмали.
Ведущие художники определяют эстетический уровень декоративного искусства, как составной части современного творческого процесса. Многочисленные разного рода творческие акции – симпозиумы, семинары, круглые столы, активная выставочная, педагогическая, общественная, благотворительная деятельность создают атмосферу творческой ауры, влияющей на эстетическое состояние общества.
В коротком сообщении невозможно даже перечислить количество творческих акций, проведённых отделением декоративного искусства РАХ. Назовём самые знаковые. Важным событием в начале 2003 года была выставка в залах академии «Преемственность поколений. Художник и его ученики», посвященная проблемам преемственности и подготовки художественной смены в стекле. В 2005 году в Московском музее современного искусства состоялась выставка «Новый взгляд. Новое стекло», которая выявила новые художественные ориентиры. Выставка проводилась совместно с МГХПУ им. С.Г. Строганова.
Традиционным стало устройство групповых и персональных выставок стекла и керамики в небольшом открытом пространстве дворика Академии художеств, где отделением с 2008 года организуются выставки, подтверждающие плодотворность авторского эксперимента в новом жанре лэнд-арта, выявляются новые тенденции, открываются имена молодых художников.
Большую роль в реализации творческого потенциала, поиска и открытии нового играют отечественные и международные симпозиумы, а также мастер-классы, конкурсы, где есть возможность создать, показать, научить, изобрести что-то новое. Художники Отделения являются участниками, организаторами их проведения. Прежде всего, это симпозиумы по стеклу, керамике, проводимые в разных регионах России, где есть производственные базы (а их осталось совсем немного). За небольшой срок своего существования (с 2005 года) симпозиум по стеклу в небольшом городе Никольске Пензенской области обрёл статус международного и играет заметную роль в становлении авторского стекольного движения (организатор – А. Фокин). РАХ является его постоянным соучредителем. По сути дела это масштабный мастер-класс, где художники-педагоги – члены РАХ ‒ А. Фокин, Л. Савельева, Ф. Ибрагимов, Ю. Мерзликина и вчерашние выпускники Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и Санкт-Петербургской им. А.Л. Штиглица работают рука об руку. Лучшие работы отмечаются наградами РАХ.
Ярким и масштабным событием стали две состоявшиеся триеннале гобелена в Государственном музее - усадьбе Царицыно. Активное участие в их организации приняли С. Гавин, Н. Мурадова. РАХ отметила благодарностями устроителей триеннале и активных участников.
Искусство лэнд-арта заметно развивается благодаря проведению в Санкт-Петербурге с 2005 года ставших традиционными выставок «Стекло и керамика на траве» на Елагином острове перед дворцом-музеем. «Glass – клуб» регулярно проводит творческие семинары с докладами и обсуждением выставок. Все эти годы в них участвовали В. Гориславцев, Ф. Ибрагимов, Ю. Мерзликина, Л. Савельева, А. Фокин.
Ярким событием стали Российские симпозиумы по художественной керамике в городе Уржум Кировской области, Гаврилов Ям Ярославской области, в устройстве и проведении которых приняли участие В. Кузнецова, В. Малолетков.
Важным стимулом в становлении творческого пути и большим событием в биографии каждого художника являются персональные выставки в залах РАХ. Они состоялись у большинства членов отделения декоративного искусства – Н. Будённой, А. Шмаковой, Л. Савельевой, Н. Мурадовой, Т. Сажина, О. Победовой, Г. Корзиной, В. Гориславцева, А. Фокина, Б. Фёдорова, Т. Шихиревой, Ф. Ибрагимова, В. Малолеткова, С. Гавина, Ю. Мерзликиной, В. Кузнецовой, А. Худяковой. В Санкт-Петербурге в 2018 году в Государственном Эрмитаже состоялась выставка фарфора И. Олевской.
Здесь же отметим участие членов отделения РАХ в больших юбилейных выставках – к 70-летию победы в ВОВ, к 80-летию МОСХ. При этом наградами РАХ – медалями и дипломами отмечены десятки художников декоративного искусства. Традиционными стали отчётные выставки Ассоциации художников декоративного искусства МСХ и постоянное участие в них членов Отделения. Устраиваемые раз в два года они стали своего рода московскими биеннале декоративного искусства. В их организации следует отметить роль Т. Шихиревой.
Активное участие члены отделения приняли в выставке к 260-летию основания Российской академии художеств в 2017 году. Следует сказать об активной выставочной деятельности художников проведении персональных выставок в музеях, галереях и выставочных залах в городах России. География их проведения впечатляет. За последние годы с авторскими показами выступили Л. Савельева ‒ Звенигород, Липецк, Воронеж, Санкт-Петербург, музеи Московской области, В. Гориславцев – Барнаул, Новосибирск, Ф. Ибрагимов – Московская область, И. Трофимова – Москва, Новый Иерусалим, Омск, Т. Шихирева – Москва, Йошкар-Ола, Киров, Новгород Великий, О. Победова – Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Великие Луки, В. Кузнецова – Санкт-Петербург, Уфа, Липецк, Киров, Йошкар-Ола. Особый масштаб приобрёл авторский проект В. Малолеткова «Чаша судьбы» с организацией передвижных выставок в десятках городов России – Белгород, Рязань. Тула, Липецк, Ярославль, Саратов.
Участие в зарубежных мероприятиях носит более эпизодический характер. Тем не менее отметим симпозиумы по стеклу в Чехии Каменицкий Шенов (Савельева, Ибрагимов), во Львове (Савельева, Ибрагимов, Фёдоров), в Литве – Паневежис (Ибрагимов, Фокин), в Люксембурге (Фокин), по керамике – в странах Балтии, по гобелену – триеннале в Лодзи (С. Гавин, Н. Мурадова).
Теоретическое осмысление творческого процесса находит отражение на заседаниях круглых столов и конференциях отделения декоративного искусства РАХ. Темы заседаний охватывают разные аспекты творчества: использование новых материалов и технических приёмов, форма и цвет, роль декоративного искусства в формировании современной архитектурно-пространственной среды, место отечественного декоративного искусства в мировом сообществе и так далее. Общепринятый показ авторских работ сопровождается их обсуждением коллегами и специалистами. Для постоянно присутствующих студентов творческих ВУЗов такие встречи являются своего рода мастер-классами. Проведение мастер-классов является одной из ярких форм творческой деятельности членов Отделения. Назовём «уроки творчества» по текстилю И Трофимовой (Иваново, Петрозаводск, Ханты-Мансийск, Ямал), по керамике .В. Кузнецовой (Московский художественный лицей, Липецк, Киров),_ по гобелену С. Гавина (Саранск, Самара, Екатеринбург).
В результате общения художников стекла и гобелена, керамики и фарфора, текстиля, ювелирного искусства, искусства моделирования одежды воссоздаётся общая картина состояния декоративного искусства. Вместе с тем каждый автор видит себя в контексте единого творческого процесса.
Следует отметить преподавательскую деятельность членов отделения РАХ в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова и Санкт-Петербургской им. А. Л. Штиглица. Членами декоративной комиссии СХ России являются члены РАХ – Корзина (председатель декоративной секции СХ), Савельева, Ибрагимов, Трофимова, Мерзликина, Фокин.
Содружество со многими музеями и художественно-общественными организациями выражается во всестороннем участии и содействии в устройстве выставок, их обсуждении, консультациях. Это ВМДПиНИ, музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», ГИМ, Государственный музей – заповедник «Царицыно», Всесоюзный выставочный центр, Раменский историко-художественный музей, галереи и выставочные площадки Москвы «Беляево», «Нагорная», «Тушино» и другие.
Выставка «Декоративное искусство 2018» произведений членов Отделения декоративного искусства РАХ представляет широкую панораму творческого процесса во всём многообразии индивидуального авторского видения общих проблем современного искусства ХХI века.
Член-корреспондент РАХ
Доктор искусствоведения
Казакова Л.В.
- Сопряжение фактур. Гобелен и стекло 6+
- Выставка Сергея Гавина «Новая шпалера»
- На фестиваль «Браво!» спектакль «Бесприданница» приглашён без обсуждений
- Не стало поэта, критика, создателя первого частного издательства «Глагол», Александра Шаталова
- Выставка Юлии Мерзликиной «ОТРАЖЕНИЯ»