Выставка «Эдуард Гороховский. Безграничное пространство» читать ~3 мин.
с 17 Сентября
по 6 ОктябряГалерея Файн Арт
4-ый Сыромятнический переулок, д.1/8С9, Центр современного искусства ВИНЗАВОД
Москва
ЭДУАРД Семенович ГОРОХОВСКИЙ (1929, Винница, теперь Украина – 2004, Франкфурт/М, Германия). Классик московского концептуализма, основатель отечественного “photo-based art”. Лист бумаги, холст мастер называл – «мое безграничное пространство». На выставке представлены рисунки, акварели, офорты, коллажи, фотограммы, графические листы, выполненные в смешанной технике.
Об Эдуарде Гороховском написано множество статей, издан ряд каталогов его выставок, поэтому нам показалось ценным привести высказывания художника о себе и о творчестве. Э. Гороховский писал: «Я, убежден, что искусство творится некими высшими силами при помощи рук, которые эти силы выбирают. Часто обладатель этих рук не всегда адекватен тому, что они создают – вот это несовпадение может произвести плохое впечатление от выставки, от присутствия автора. Эти две вещи – сами произведения и их автор – настолько отделены друг от друга, что лучше автору держаться от своих произведений подальше. « (к выставке в Русском музее, 2004). Из каталога к выставке «Квадрат, опять квадрат», 2001: «… Я как-то укоренился в мысли, что значительное произведение искусства имеет много степеней свободы, а посредственное – всего одну. В этом и заключается вневременная ценность вещи, постоянно дающей импульс к размышлению, провоцирующей собственное суждение и истолкование». Э. Гороховский вспоминал: «Архитектурный факультет Одесского инженерно-строительного института я окончил в 1954 с красным дипломом, но моя архитектурная карьера закончилась через два года в Новосибирске, куда меня послали работать. Я ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием “изобразительное искусство”. Начал с книжной иллюстрации».
Э. Гороховский переехал в Москву из Сибири в 1974 г., познакомившись в 1972 с группой художников, получившей название «Сретенский бульвар». Вот, что он писал о том времени: «Тогда, в шестидесятые и семидесятые годы неофициальное искусство было подлинно свободным, так как оно не выставлялось, не продавалось и было абсолютно не идеологизировано. Позже, когда началась перестройка, это искусство перестало быть политическим и идеологическим криминалом – оно, как и должно быть, превратилось в товар и обрело свой денежный эквивалент… Семидесятые годы были заполнены интенсивной работой над поисками новой пластической выразительности. Постоянное общение художников друг с другом, обсуждение сделанного, дружеские дискуссии – давали свои результаты. Ни о каких выставках или публикациях тогда не могло быть и речи. Думаю, что все сделанное этой группой художников (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов и др. ) отличается незамутненной чистотой и бескорыстием. Это искусство было по-настоящему свободным. Затем, вместе с перестройкой, начался тяжелый, мучительный процесс интеграции русского искусства в мировую культуру».
В 1973-1974 формируется творческая концепция художника, собственный индивидуальный метод, проявляющийся в манипулировании фотографией. В 1974 он впервые написал картину – холст/масло, будучи до этого исключительно графиком. Собственно с этого времени и появился феномен, или на современном сленге – «бренд» Гороховский. Эдуард Гороховский участвовал в около 250 выставках, его работы находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Ирина Филатова
- Фотовыставка Юрия Молодковца «Детский альбом» в Музее Игрушки
- Выставка Евгения Шаповалова
- Выставка Аси Крижановской