Выставка «Экспрессивный реализм Ивана Захаровича Пушкарева(1904- 1991). Живопись» читать ~3 мин.
с 15 Сентября
по 15 ОктябряКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
15 сентября в 16-00 в основной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств состоится открытие выставки «Экспрессивный реализм Ивана Захаровича Пушкарева(1904- 1991) Живопись». Из фондов Калужского музея изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, второй этаж основной экспозиции)
Судьба художника Ивана Захаровича Пушкарева сложилась более чем драматично. Он пережил страшные тяготы революции, голодомора, Отечественной войны…Но ещё более драматична – и даже трагична – судьба его искусства. Так случилось, что чуть ли не все, что он создал в первой половине своей жизни погибло летом 1941 года – в разрушенном и сожженном немецкими авиабомбами Смоленске.
И тем не менее художник сумел заново выстроить свою творческую судьбу. Сумел проторить свою тропу уже в послевоенной художественной культуре России.
А началась художническая деятельность Пушкарева в Смоленске, уроженцем которого он был. Причем в самую горячую пору – в разгар революции и гражданской войны. Именно тогда преподал ему основы современного живописного искусства (а не только ремесла) полузабытый ныне мастер пылкой, экспрессивной живописи Владимир Штраних, руководивший смоленской студией Пролеткульта. Это был любимейший ученик Константина Коровина, великого русского импрессиониста.
Некоторое время учился Пушкарев и на архитектурном факультете Смоленского политехнического института. Но после того, как факультет этот был ликвидирован, Пушкарев отправляется в Москву, с головой окунается в колоритный и страшный быт Москвы рубежа военного коммунизма и нэпа. Это было очень опасное приключение, по счастью, благополучно для Пушкарева закончившееся.
А спустя ещё несколько лет он оказывается в Ростове-на-Дону. И именно здесь, в конце 1920-х годов, впервые участвует в художественной выставке. Причем очень удачно. Три работы Пушкарева были сразу же приобретены местным художественным музеем – как особенно талантливые. И тогда же он впервые слышит слово «экспрессионизм»: именно так определили суть живописи Пушкарева местные знатоки искусств.
Но вскоре начинается голодомор, захвативший, как известно, не только Украину, но и южные области России. Чтобы не погибнуть от голода, Пушкарев возвращается в родной ему Смоленск. И быстро становится одним из наиболее деятельных участников местной художественной жизни. Его работы выставляются на смоленских и столичных художественных выставках. На него обращает благожелательное внимание художественная критика.
Пушкарев становится одним организаторов смоленского Союза советских художников, одного из самых первых объединений такого рода (он возник 31 декабря 1939 года – более чем на четверть века раньше Союза художников СССР).
Уже в самом начале Великой Отечественной войны Пушкарев оказывается на фронте, а затем – в плену. Будучи же освобожден из плена, попадает в «фильтрационную» воинскую часть. И уже только после этого вновь возвращается в Смоленск, практически полностью разрушенный. А затем перебирается в Калугу.
К этому времени Пушкареву было уже более сорока лет. Поначалу, вплоть до смерти Сталина, он создает полотна, приметно ориентированные на классическую европейскую живопись.
Но с годами в живописи Пушкарева все более и более проявляется та экспрессия, которая, судя по всему, была свойственна ей изначально. Но это, конечно же, не самодостаточная выразительность, не разновидность бунтарского самовыражения.
Раскованность, смелость кисти тут – выражение свободного движения, развития художественной мысли, её напряженного становления. Пушкарев страстно вглядывался в лица людей, в облики вещей, в лик природы.
В его натюрмортах и пейзажах есть красота, но нет красивостей. Они истинно прекрасны.
Но, пожалуй, особенно замечательны созданные Пушкаревым портреты. В них социальная характеристика удивительно органично развивается в характеристику индивидуальную. Пушкареву немаловажно, каков общественный статус изображаемого им человека. Но ещё важнее для него, какова душевная стать модели.
Самое главное тут – раскрытие душевной жизни личности. И всякий портрет – это художественное открытие в человеке – животрепещущего сплава личностных черт, мгновенных и вековечных.
- Выставка одной картины И.З. Пушкарёва «Портрет врача» в Калужском музее изобразительных искусств
- В Музее им. Бахрушина открылась масштабная выставка акварели - «Пьеса для 12 художников»
- Выставка «Большой Каменный мост»