Выставка фигуративной живописи «Живые краски эпохи сумерек» в ЦДХ на Крымском Валу читать ~3 мин.
С 5 по 21 декабря 2014 года в Москве в Центральном Доме Художника на Крымском валу пройдёт уже не первая совместная выставка двух художниц – Нины Белохвостовой и Юлии Калмыковой. Они ровесницы, давно дружат, вместе когда-то посещали изостудию, которую возглавляла известный пейзажист и педагог Ярослава Борисовна Каплан последователь художественно-педагогической школы В.С. Щербакова. От наставников они восприняли метод свободной живописности, обращенный к традициям московской школы конца XIX – первой половины XX века, и, пользуясь им в своем творчестве, они ощущают себя совершенно свободными.
Этот метод становится действенным в руках людей, одаренных, наделенных композиционным и колористическим чутьем. Однако художник не просто должен уметь «выхватить» из реальной жизни тот или иной мотив и изобразить его на полотне или на бумаге. Настоящий мастер стремится наделить этот мотив какими-то дополнительными качествами, которые позволят ему стать не просто ещё одной копией натуры, но чем-то более значимым, фокусирующим в себе то, что затрагивает чувства и интеллект не только его самого, но эмоциональную сферу гораздо большего количества людей. Живописные работы Нины и Юлии наделены особым свойством воздействия на зрителя, которое вслед за классиком можно назвать «заразительностью» и которое, помимо прочего, включает в себя представление об искренности и честности творца.
В поисках своей натуры наши художницы не пытаются подладиться под кого-то постороннего, будь то авторитетный критик с собственным мнением или зрители со своими предубеждениями и предпочтениями. Они всегда пишут только то, что своей несуетной красотой трогает их самих, – натюрморты с самыми обыденными предметами обихода, цветы, портреты друзей и знакомых, сцены из повседневного быта, городские и сельские российские пейзажи, а также виды тех мест за рубежом, где им довелось побывать. Но чаще всего это улицы и площади их родного города – Москвы. Причем это почти всегда те московские заповедные места, которые не совсем ещё обезображены несоразмерным ни с чем строительно-разрушительным бумом новейшей эпохи. Понятно, что объектами их изобразительной деятельности никогда не была и никогда не будет Москва столичная, парадная и величественная. А вот Москву будничную и неброскую, но зато согретую теплыми и трогающими душу воспоминаниями, они не устают писать снова и снова.
У Нины Белохвостовой горячая привязанность к родному городу ощущается в теплых рыжих красках, которые художница кладет энергичными звонкими мазками, отчего городской пейзаж со сквером или церковью кажется по возможности приближенным к зрителю и слегка укрупненным.
Нина Белохвостова «Новокузнецкая улица»
Юлия Калмыкова предпочитает несколько иные мотивы и немного другой способ их художественной презентации. В первую очередь, это увиденное немного сверху городское пространство с уходящими вдаль улицами, деревьями, крышами домов, окутанное серебристо-сумеречной дымкой, сквозь которую таинственно и маняще светятся вечерние фонари. И даже дневную Москву она по преимуществу выдерживает в холодновато-прохладных тонах, и отсюда возникает образ города, несколько меланхоличного, но до боли любимого.
Живые краски и подвижное, легкое и всякий раз решенное по-новому пространство пейзажей, натюрмортов и портретов Нины и Юлии по отдельности и в своей совокупности создают образ необычайно яркой и все же узнаваемой и знакомой повседневности, воздействующий на зрителя даже как-то терапевтически. Пусть, и на короткое время такое искусство, во-первых, помогает снять ощущение тяжести и сложности современного жизненного устройства. Во-вторых, оно реально приводит хотя бы некоторых из нас к пониманию того, что в жизни все-таки всегда есть место творчеству. Это вселяет надежду и согревает душу.