Выставка «Грезы бытия». Ирина Лотова. Римма Лотова. Живопись, графика, керамика читать ~4 мин.
с 15 Марта
по 10 АпреляРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
15 марта 2016 года в 16.00 в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка «Грезы бытия». В экспозицию вошли живопись и графика Ирины Лотовой и керамика Риммы Лотовой.
Ирина Лотова родилась в 1958 году в семье художников. Училась в Московской художественной школе №1, закончила Московское академическое художественное училище памяти 1905 года. С 1979 г. участвовала в выставках, где её работы привлекали внимание своеобразным цветовым видением, обостренной декоративностью. С 1982 г. – член МОСХ. Особые отношения у художника сложились с Переславлем-Залесским, где в течение нескольких лет она работала в Доме творчества, а потом её мастерской стал собственный дом и сад под Переславлем.
И. Лотова называет свой сад «мастерской пленэра», где она решает сложные проблемы цвета в световоздушной среде.
Ирина Лотова предпочитает живопись сочинять. В качестве эпиграфа к произведениям сама художница склонна выбирать одно из названий её полотен – «Другая реальность». Модель идеального мироздания по Лотовой – это сад, райский уголок, где природа предстает во всей своей красоте, где расцветают необыкновенные цветы, где в полифонии красок, многочисленных нюансов и оттенков буквально ощущаешь аромат цветов и трав.
В своих фантазиях мастер отсылает зрителя к реконструкции райского сада, Эдема, некоего прообраза начала земной жизни. В её мире красота торжествует над обыденностью, а человек не противопоставляется и не растворяется в природе. Они – единое целое.
Большое влияние на формирование личности художника оказали французские постимпрессионисты, творчество русских художников – Врубеля, Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова. Важно отметить ещё одну черту, продиктованную историей семьи. Дедушка – ученик П. Уткина и бабушка, саратовские художники, не только передали Ирине особую эстетику русского символизма, но и ту уникальную живописную культуру, которая вошла в историю как объединение «Голубая роза».
Лотова уверена, что именно искусство прошлого далеко не исчерпало себя и способно дать импульс к рождению нового, главное – стремление к познанию.
В московской мастерской И. Лотова пишет композиционные интерьеры с фигурами, выстраивая их в реальном пространстве и преобразуя на холсте.
Обнаженная на фоне ковра. 2010
В пейзажах, интерьерах и отвлеченных композициях И. Лотовой большое значение имеют женские фигуры, часто в длинных платьях и с веерами, которые она использует как для решения чисто формальных задач, так и для выражения определённого эмоционального состояния.
Дамы в кринолинах, веера и банты на полотнах художника – это и давнее увлечение театром, и возможность более сложного колористического и пластического построения картины. Театр для И. Лотовой имеет особый смысл, понимаемый как энергия, сила, которой покоряется обыденность. Она любит «странные, чудные вещи», которые дают возможность выйти за грани привычного.
Особую атмосферу на выставке создает керамика Риммы Лотовой. Ее искренние, выразительные работы проникнуты лирическим настроением и тонким чувством юмора.
Римма Лотова родилась в 1930 г. в семье живописцев. Окончила Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Много лет работала в монументальной и садово-парковой скульптуре. Более 20 лет назад, когда стала жить в доме под Переславлем, она вернулась к пластике малых форм, к керамике. Жизнь на природе, в саду, где все в движении, все изменчиво и разнообразно, где масса впечатлений, совершенно изменили творческую жизнь художника.
Темы работ Р. Лотовой связаны с любимым городом Переславлем, где она неоднократно работала в творческих группах, с жизнью в деревне. Мир образов Лотовой поэтичен и одухотворен, реалии окружающего мира преображены фантазией художника. Героями многих её работ стали животные, которые жили в их доме. Ее вдохновляет народное и наивное искусство.
Важную роль в керамике Лотовой играет цвет, с помощью которого её образы обретают эмоциональное звучание.
В поэтическом мире Р. Лотовой тоже заложена идея поиска райского сада – места, где душа ощущает покой и гармонию.
Искусство Риммы Лотовой, наполненное радостью бытия, передает состояние созерцания красоты, любви ко всему сущему на земле.
Выставка работает по 10 апреля 2016 года.
- «Я к вам лечу воспоминаньем. Петербург - Москва – Омск…». Римма Камкина
- Персональная выставка «Как прекрасен этот мир»
- «Как прекрасен этот мир! Посмотри!»
- Провинциальные пейзажи Юрия Махнёва на выставке «Отражение»