Выставка «Из пункта А в пункт Б» казанского художника-графика Александра Артамонова читать ~4 мин.
с 31 Марта
по 11 АпреляПоволжское отделение Российской академии художеств
Лаврушинский пер., д. 15
Москва
С 31 марта по 11 апреля 2017 г. в зале изобразительных искусств Поволжского отделения Российской академии художеств и ТСХ России будет проходить персональная выставка
«Из пункта А в пункт Б» ведущего казанского художника-графика Александра Артамонова. Это первая часть большого выставочного проекта «Часть вместо целого», в формате которого будут представлены офорты, созданные автором за последние пять лет. Выставка будет экспонироваться в нескольких городах.
Название выставки «Из пункта А в пункт Б» точно отражает её содержание и характер жизненной позиции автора – всегда в пути, всегда в движении. Концепцию этой выставки казанский искусствовед Ольга Улемнова представляет следующим образом.
«Пункт А» – это собирательный образ, начало жизненного пути автора: детство, проведенное в Сибири, родовые связи, вовлекающие в исторические судьбы России. Тема пути реализуется в целом ряде листов: железные дороги и другие пути сообщения, о которых напоминает «Указатель» предстают как знак нашего недавнего прошлого, времени неспешных (по нынешним меркам) передвижений по земле, воде и воздуху. Серия «В. С. Ж. Д. П. » (Великий северный железнодорожный путь) – как символ невоплощенной мечты первопроходцев, мечтавших освоить новые северные земли. Серия иллюстраций к стихам и поэмам Н. С. Гумилева, объединенных художником в арт-бук «Африканский удар» (при содействии Михаила Погарского), отражает глубокое увлечение поэта экзотической природой и культурой «черного континента», оказавших сильное влияние на русскую культуру начала ХХ века.
Великий путь. 2014 г. лист 1. офорт, акватинта. 17х63
Великий путь. 2014 г. лист 2. офорт, акватинта. 17х63
«Пункт Б» – это конкретная географическая точка на карте, древний остров-град Свияжск, символ военных побед русского воинства, оплот православия, ковчег, сохранивший в себе исконные русские традиции, ставший для казанских художников своеобразным местом паломничества, который даёт импульс творчеству не только историческим прошлым, но и своим настоящим. Знаковой фигурой современного Свияжска стал художник Евгений Голубцов, чей дом-мастерская с конца 1980-х стал местом притяжения для художников и искусствоведов Казани, Татарстана, России и зарубежья. Свияжский «старец» сыграв важную роль в формировании целого поколения молодых казанских художников 1980-90-х годов, открыл им двери в галереи Голландии, пути к признанию. «Ковчег» А. М. Артамонова – оммаж казанскому мэтру и отправная точка для следующего путешествия.
Ковчег. офорт, открт. травление, прямой перевод. 29,5х49,5 2016
Ольга Улемнова так характеризует творчество своего земляка: «Александр Артамонов – художник аналитического склада. Он не просто изображает окружающий мир или выражает свои эмоции, но обращаясь к поискам внутренних взаимосвязей предметов и событий, погружаясь в глубины человеческой (личной и исторической) памяти, исследует метафизические основы бытия. Артамонов выработал собственный художественный стиль, синтезировав созерцательность итальянской «метафизической живописи» с рациональной абстракцией русских авангардистов. Его композиции тщательно выверены, построены на контрастах реалистической точности предметов, сложно организованной плоскости и загадочной, мистической атмосферы. Замедленные ритмы маскируют напряженную работу духа. Собственный художественный лексикон форм и предметов перетекает из одной работы в другую. Всё это создает в произведениях А. М. Артамонова особое пространство, пронизанное разнообразными смыслами, разгадывание которых – увлекательнейшее занятие. В офортах этот стиль не изменился, но благодаря богатейшим возможностям этой техники и её разновидностей, мастерски освоенных художником, стал ещё более изощренным и элитарным, требующим всё больше интеллектуальных усилий от зрителя».
Александр Михайлович Артамонов – театральный художник по образованию. В 1990–2000-е один из ведущих живописцев Казани, активно выставлявшийся в европейских и американских галереях. С 2011 года увлекся офортом, открыв для себя неисчерпаемые возможности этой техники, которая с 1990-х оказалась в Татарстане на обочине художественного процесса. Один из организаторов Казанской международной биеннале печатной графики, которая проводится с 2011 года и собирает десятки мастеров со всего мира. С 2012 года возглавляет графическую секцию Творческого союза художников России в РТ, с 2013 является руководителем Центра печатной графики РТ, работа которого осуществляется под патронатом Поволжского отделения РАХ. А. М. Артамонов организует мастер-классы и семинары в арт-резиденции Государственного музея изобразительных искусств РТ в Казани и в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в Свияжске, предоставляя художникам-графикам Татарстана и соседних республик возможность перенять опыт ведущих российских графиков, а также специалистов из Швеции, Италии, США.
- Выставка Анатолия Мощелкова «Графика, каллиграфи, инсталляция»
- «Владимир Кудряшев (1902–1944). Графика, скульптура»
- Google и центр Гетти сделали путеводитель по произведениям искусства
- Графический дизайнер, работа для художника сегодня
- Андрей Пермяков: «Люди, не принимающие нашу эстетику, наши принципы, не задерживаются в нашей лодке»