Выставка «Калужский женский народный костюм» читать ~2 мин.
с 19 Июля
по 25 АвгустаКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
На выставке представлены образцы традиционного женского костюма из коллекций музеев районных и сельских Домов культуры, Калужского объединенного музея-заповедника, Дома народного творчества и кинотеатра «Центральный», этнографической коллекции Сергея Анатольевича Глебушкина, современные изделия, изготовленные по традиционным образцам, отдельные элементы крестьянского народного костюма.
В Калужском крае в конце XIX – начале XX века бытовали два типа народного женского костюма: рубаха с сарафаном и кокошником, характерный для северных областей России, и рубаха с юбкой-поневой и сорокой, характерный для южных территорий. Женский народный костюм своим покроем, отделкой, цветом и фактурой ткани, способом ношения давал исчерпывающую информацию о возрасте, социальном положении и месте жительства владелицы. Для обоих типов костюма главными компонентами были головной убор, рубаха, передник и пояс, которым подпоясывалась рубаха. Он имел магическую силу, защищая владелицу от злых духов. По народным поверьям, потерять пояс — означало навлечь на себя большие несчастья.
Основное цветовое сочетание в костюме: белый, красный, желтый, синий, зеленый цвета. Каждый цвет имел свою древнюю символику, связанную с природой, откуда черпались мифологические и эстетические представления. Одежда должна была защищать человека от злых сил, и в качестве такого оберега служили вышивка и узорное ткачество. Отделка, вышивка располагались на наиболее важных частях – головном уборе, вороте, оплечье, запястье и подоле. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.
Особую обрядовую роль на протяжении всей жизни человека играли полотенца, в бытовании тесно соприкасаясь с костюмом. Когда человек рождался, непременным участником всех связанных с этим обрядов, крестин было полотенце. В свадебном ритуале полотенце также играло ведущую роль. Гроб в могилу опускали тоже на полотенцах. Вышивке в отделке полотенец уделяли большое внимание. Во время засухи, эпидемий все женщины одного селения в течение одного дня ткали и вышивали «обыденное» полотенце («об один день»). По поверьям крестьян оно обладало магической силой и могло отвести бедствие от села. Символика разнообразных узоров вышивки с древнейших времен имела глубокий смысл. Мастерицы-вышивальщицы не всегда уже могли точно его объяснить, но они помнили благожелательность древних узоров. Но на выставке представлены полотенца довоенного времени, когда техника вышивки стала проще, а в тематике преобладал растительный орнамент.
- «В гармонии с природой». К 80-летию Павла Авенариуса
- В Великом Новгороде открылась новая выставка проекта «Дыхание времени»
- Бесплатные онлайн-фильмы
- Мультфильмы Хаяо Миядзаки и студии Ghibli снова в каталоге Okko
- «Очень простая история» (16+)