Выставка «Крылья Евразии» читать ~2 мин.
с 25 Ноября
по 17 ЯнваряВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
Москва
Выставка «Крылья Евразии» — одна из заключительных в программе 6-й Московской биеннале современного искусства — представляет как российских художников первого ряда, так и начинающих авторов.
Идея проекта — в материальном воплощении интеллектуальной «окрыленности», как особом даре, превращающем художника в медиу- ма, посредника между мирами.
Парадоксальное качество евразийской культуры — в её дуализме мета- физического и материального, в вечном противоречии двух начал, находящихся в неразрывном единстве. В монументальном полотне Егора Кошелева двуглавый орел взаимодействует с гербом РСФСР, превращая в грандиозную инсталляцию пространство парадной лестницы бывшего советского ведомства. Этот образ создает патетиче- ский настрой, напоминая об особой объединяющей силе простершей крылья птицы, которая стала только символом России, но и многих стран континента: начиная от Хеттского царства, Сасанидского Ирана, Византии, феодальных государств испанских и австрийских Габсбур- гов и до целого ряда современных европейских держав.
Идеи философии космизма, утопическая мечта о полете и реализация этой мечты — в произведении Владимира Глынина «Полет. Гагарин».
Стремительный взлет, полет мечты и заземленность, прикованность к «обломовскому дивану» — в инсталляции «Миг» Сергея Шеховцева. Геральдический орел, собранный из видеокамер, непрерывно сле- дящий, всесведующий и вездесущий, «простерший крыла» над всем миром — в другой скульптуре Сергея Шеховцева, использующего нео- бычный материал ваяния — пенопласт, полиуретан и поролон.
Эмблемой евразийской идеи полета и окрыленности, неизбежности и ско- ротечности — стал самолет «Слепой Хронос» Бориса Орлова. Самолет — излюбленный мотив в творчестве Бориса Орлова, символизирующий летательный аппарат, нередко превращающийся в двуглавого орла.
Многие художники проекта размышляют в своих произведениях о пара- доксах культурного, экономического и политического ландшафтов континента.
Так, «Синдром парадоксальных иллюзий: Великий шелковый путь» — грандиозный полиптих Константина Худякова и Натальи Ростовой, выполненный в уникальной авторской технике, рассуждает о противо- речиях и единстве, земном и небесном, Востоке и Западе.
Олег и Ольга Татаринцевы обнаруживают в своей инсталляции «Место, которого нет» удивительный ландшафт, состоящий из сияющего, «вечного» в своей ценности, золота и недолговечного сырцового кир- пича, замешанного на глине и соломе.
Ирина Лобачева и Анастасия Павловская — единственные дебютанты биеннале, оказавшиеся в обществе маститых художников. Ученицы Олега Татаринцева продолжают развитие высказанной наставником идеи. Бочки для нефти и обрамляющий их метафизический свет зеркал — «материя», дающая полету энергию — в противоречии ми- ровоззрений, объединяющих Восток и Запад Евразии (инсталляция «Восток-Запад»).