Выставка «Лирика большого города» читать ~5 мин.
с 13 Марта
по 1 АпреляПермская государственная художественная галерея
Комсомольский проспект, 4
Пермь
В Пермской художественной галерее открывается выставка «Лирика большого города», которая представит Пермь глазами народного художника России Александра Петровича Зырянова. Выставка юбилейная – 1 октября 2018 года художник отметит 90-летие. И город Пермь, которому посвящена выставка, в этом году тоже отметит важную историческую дату – 295 лет со дня основания.
Александр Зырянов – знаменитый пермский график, признанный мастер линогравюры. В этой демократичной, лаконично выразительной технике художник нашёл не только индивидуальный почерк, но и возможность рассказать о Перми: её природе, исторических страницах, памятниках архитектуры и культуры. Александр Петрович – большой знаток культуры и истории памятников Прикамья. Он много ездил, смотрел, изучал. Свои наблюдения и зарисовки «переводил» на основной язык гравюры.
На выставке будет представлено более 30 работ художника из фондов печатной графики. «Лирика большого города» – это очарование ушедшей эпохи, город и время, в котором он существует, и где Зырянов – художник, влюбленный в Пермь.
1960 – 1980-е годы – период расцвета творчества Зырянова. И период расцвета техники линогравюры – цветной или черно-белой, которая занимала одну из лидирующих позиций в творчестве художников 20-го века. На протяжении более 20 лет Александр Зырянов неустанно прославлял Пермь, переходя от цветной линогравюры и печати с нескольких досок – к черно-белой гравюре, станковой, более выразительной и строгой.
Работы Александра Зырянова из коллекции галереи, представленные на выставке, можно условно разделить на 3 части: узнаваемые места города, река Кама, старая Мотовилиха.
Цветные линогравюры по «памятным местам Перми» выполнены в традициях старых мастеров-классиков. Удачные, узнаваемые, отточенные, доведенные до совершенства ракурсы стали визитной карточкой художника и города («Улица К. Маркса», «Петропавловский собор», «Сад Свердлова» и др. ).
Кама в работах Зырянова – отдельная тема. Огромная любовь к реке пронизывает и задает тон гравюрам, выполненным в разное время («Камские просторы», «У причалов», «Плоты на Каме», «Кама ночью», «Кама вечером» и др. ). Нежные или насыщенные цвета, четко выверенная композиция – все это используется художником, чтобы показать ширь, мощь и красоту камских просторов.
Старой Мотовилихе художник посвящает серию черно-белых линогравюр. Типичный уральский город-завод с прокопчёнными избами предстает перед зрителем уютным провинциальным городком, наполненным жизнью и неповторимым колоритом уходящей эпохи («Улица Восстания», «Место баррикады в 1905 году», «Улица Висимская» и др. ).
Творчество Александра Петровича Зырянова стало не только неотъемлемой частью художественной жизни Пермского края, но и вошло в историю отечественного искусства. Стремительность, уверенность, безукоризненная точность летящего штриха, тональное богатство черно-белой гравюры, выполненной как на одном дыхании, – все это может быть названо «феноменом Зырянова».
Выставка «Лирика большого города» будет работать в Пермской художественной галерее до 1 апреля 2018 г. Аудитория 0+
Справка
ЗЫРЯНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (род. 01. 10. 1928, с. Покровское Егоршинского р-на Свердловской обл. ). График. Член Союза художников (1960), Народный художник РФ (2003). Окончил Свердловское художественное училище (1950), Московский художественный ин-т им. В. И. Сурикова, отделение графики (1956). Учился у Б. А. Дехтерева, М. В. Маторина, М. С. Родионова. После окончания института работал в г. Свердловске, сотрудничал с книжным издательством (в частности, оформил книгу В. В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица»). С 1956 г. живет в г. Перми.
Мастер станковой линогравюры. Занимается книжной графикой, плакатом, экслибрисом, рисунком. Участник выставок с 1957 г. На протяжении многих лет работал над темой «Наш край». Созданы циклы линогравюр, посвящённые природе, историческим страницам, памятникам культуры и архитектуры, деятелям искусства Прикамья.
В 1962 г. Пермским книжным издательством был выпущен альбом «Пермь в гравюрах Александра Зырянова» с 20 линогравюрами художника, отпечатанными с авторских досок.
Во второй пол. 1960-х гг. обратился к чёрно-белой станковой линогравюре: художника привлекли демократизм, лаконичная выразительность этой графической техники.
В 1966 г. сделан цикл гравюр, посвящённых 50-летию Октябрьской революции. В 1974-1987 гг. был создан альбом «Мотовилиха» (86 гравюр). В 1960-е гг. художник обратился к малому жанру графики – бумажному экслибрису. Исполнил целый ряд сюжетных книжных знаков в линогравюре для известных творческих личностей: писателей В. П. Астафьева и А. М. Домнина, журналиста Б. Н. Назаровского, художников М. Ш. Брусиловского и М. В. Тарасовой, искусствоведов М. В. Алпатова, А. Г. Будриной, Л. Ф. Дьяконицына.
В 1970-е гг. создан цикл панорамных деревенских пейзажей родного края, представляющих красоту и гармонию жизни человека, работающего на земле («Весна в колхозе», «Сенокосная пора», «Полевой стан»).
С 1970-х гг. последовательно работает над темой «Памятники истории и культуры». Созданы циклы гравюр, посвящённые шедеврам зодчества, Строгановской иконе, пермской деревянной скульптуре, пермскому звериному стилю.
В 1980-1982 гг. создано 20 гравюр альбома «Пермская деревянная скульптура», в котором представлена коллекция уникальной храмовой скульптуры 17-18 вв. из собрания Пермской государственной художественной галереи.
В 1960-1990-е гг. были созданы портреты выдающихся деятелей культуры и науки Прикамья: собирателя Перм. деревянной скульптуры Н. Н. Серебренникова, акад. Н. Д. Зелинского, писателей А. М. Домнина, Л. И. Давыдычева.
В 1980-е гг. Зырянов обратился к теме легендарного пермского балета. Создан цикл гравюр, навеянных образами спектаклей Пермского театра оперы и балета. В техниках карандашного рисунка и пастели была сделана серия портретов ведущих танцовщиков театра: К. А. Шморгонера, И. А. Шаповалова, О. Р. Левенкова, В. И. Дубровина, С. А. Александрова, гл. балетмейстера В. Н. Салимбаева, дирижёра О. М. Белунцова.
В 1990-е – 2000 гг. занимался прикладной графикой. Были разработаны и исполнены: эскиз штандарта губернатора Пермской обл. ; гербы городов Добрянки, Лысьвы, Чусового, Красновишерска, Осы, Чердыни, сёл Елово и Частые.
С 1995 г. – проф. Уральского филиала Российской Акад. живописи, ваяния и зодчества (кафедра академического рисунка и живописи).
Гравюры находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (г. Москва), Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Северо-Осетинском музее изоискусства, Тамбовском музее изоискусства, Белгородском художественном музее, Оренбургском музее изоискусства, Художественном музее Республики Бурятия, Иркутском художественном музее, Государственном музее музыкальной культуры (г. Москва) и других музеях России.
- Марина Цветаева. Поэзия и проза жизни
- ДЕТСКИЙ МЮЗИКЛ. 2+. «ТЕАТР РОЗОВОГО СЛОНА» и «ИСТИННАЯ ПРАВДА»
- Творчество философа и художника Льва Дьяконицына на выставке в Калуге
- Фотовыставка «Валерий Заровнянных. Мой мир»
- Выставка «Пермские художники. Любимая земля»