Выставка «Любовь Попова: форма — цвет — пространство» читать ~6 мин.
Любовь Попова (1889–1924) — живописец, теоретик искусства и дизайнер, одна из «амазонок» русского авангарда, исследователь, экспериментатор и основоположник новой эстетики начала XX века; она — единственная из художников, кого Георгий Костаки называл по имени, даже несмотря на то, что не был знаком с ней лично. Любовь Попова станет главной героиней новой выставки, которую устраивает в своих стенах MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Салоники, Греция). Выставка, получившая название «Любовь Попова: форма — цвет — пространство», будет открыта для посещения с 12 октября 2019 г. по 1 марта 2020 г.
Свой путь в живописи Любовь Попова начала с изучения импрессионизма и сезаннизма, с освоения новых художественных форм и техник; и если в её ранних работах было заметно влияние французского фовизма, то позже она сама внесет значительных вклад в становление таких направлений, как кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм. Конструктивистские идеи, несущие в себе черты узнаваемого стиля художницы, нашли своё воплощение в дизайнерских решениях, графическом дизайне, сценографии, тканях и костюмах, выполненных по её эскизам. Творческое наследие Поповой несомненно ставит её в один ряд с самыми яркими творцами русского авангарда. Попова была превосходным педагогом, поднявшим на новую высоту качество обучения во ВХУТЕМАСе, где она работала с 1921 года до своей безвременной кончины в 1924 году.
На выставке, которая станет первой масштабной ретроспективой художницы за последние 30 лет, представлены почти все произведения и архивные материалы, — а это свыше 200 экспонатов, — находящиеся в собрании Музея искусства модернизма, а также уникальные работы из частных коллекций. В новом выставочном плане музея значится сразу несколько выставок, посвященных ключевым фигурам русского авангарда, чьи работы хранятся в фондах музея. Открывает этот «русский проект» выставка «Любовь Попова: форма — цвет — пространство».
Кураторы: Мария Цанцаноглу, Андрей Сарабьянов, Кристина Краснянская Младший куратор: Ангелики Харисту
Любовь Попова, хронология жизни и творчества
1889 24 апреля. Родилась в селе Ивановское Московской губернии в семье Сергея Максимовича Попова и Любови Васильевны Зубовой. Отец — предприниматель, владелец суконных фабрик и покровитель искусств. Старший брат Сергей, младший брат Павел и младшая сестра Ольга.
1899 С 11 лет берет уроки уроки рисования.
1902 Вместе с родителями переезжает в Ялту. Учеба в ялтинской женской гимназии.
1906 Семья возвращается в Москву, где девушка поступает в гимназию С. А. Арсеньевой. На протяжении двух лет посещает педагогические курсы С. А. Алферова.
1907 Поступает в рисовальную студию С. Ю. Жуковского.
1908–1909 Берет уроки в художественной школе Константина Юона и Ивана Дудина. Знакомится с Александром Весниным, Людмилой Прудковской и Верой Мухиной.
1909 осень. Во время поездки в Киев посещает Кирилловскую церковь, расписанную Михаилом Врубелем.
1910 Вместе с семьей путешествует по Италии. Изучает искусство эпохи Ренессанса. Лето. В Пскове и Новгороде изучает русскую икону.
1911 Путешествует по старым российским городам. Вместе с Людмилой Прудковской организует студию в Москве.
1912 Переходит в студию «Башня» под руководством Владимира Татлина, располагавшуюся на Кузнецком мосту в Москве. Там же работают художники Иван Аксенов, Виктор Барт, Алексей Грищенко, Кирилл Зданевич. Заводит дружбу с Надеждой Удальцовой. Знакомство с коллекцией Сергея Щукина пробуждает в художнице интерес к французской живописи, в первую очередь к кубизму и импрессионизму. Ноябрь. Вместе с художницами Надеждой Удальцовой, Софьей Каретниковой и Верой Пестель, а также своей гувернанткой Аделаидой Дегэ посещает Париж. Декабрь. Поступает в академию «Ла Палет» в Монпарнасе, где в мастерской Анри Ле Фоконье, Жана Метценже и Андре де Сегонзака изучает кубизм.
1913 В Париже знакомится с Александром Архипенко и Осипом Цадкиным. Май. Вместе со скульпторами Верой Мухиной и Борисом Терновцом совершает поездку в Бретань. Лето. Возвращается в Москву, где снова работает в студии Татлина.
1914 январь. Участвует в 4-й выставке «Бубнового валета» в Москве. Март. Вместе с Верой Мухиной, Изой Бурмейстер и Аделаидой Дегэ посещает Париж. Апрель – июнь. Путешествует по городам Италии. Август. Поселяется в Москве. В этом же году её квартира становится местом встреч художников и философов.
1915 март. Участвует в выставке «Трамвай В» в Петрограде. Декабрь. В Петрограде же участвует в последней футуристической выставке картин «0, 10».
1916 Принимает участие в выставке «Магазин» в Москве. Апрель. Вместе с семьей едет в Самарканд. Май. Поездка в Бирск. Присоединяется к группе Казимира Малевича «Супремус» и артели в селе Вербовка; создает эмблему для журнала нового художественного общества. Ноябрь. Участвует в 5-й выставке «Бубнового валета». Декабрь. Участвует в выставке «Современная русская живопись» в художественном бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде.
1917 Создает рисунки для ткани для Натальи Давыдовой (артель «Вербовка»).
1918 март. Выходит замуж за историка искусства Бориса фон Эдинга. Май. Принимает участие в первой выставке картин Профессионального союза художников-живописцев Москвы. Ноябрь. Рождение сына.
1919 апрель. Участвует в 10-й государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм». Лето. Поездка в Ростов-на-Дону. Фон Эдинг умирает от тифа. Попова также переносит тяжелую болезнь, но выздоравливает. Ноябрь. Возвращение в Москву.
1920 май. Начинает работать в Институте художественной культуры (ИНХУК). Ноябрь. Становится преподавателем во ВХУТЕМАСе, где совместно с Александром Весниным ведет мастерскую, посвященную цвету. Создает сценографию и костюмы для спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Александра Таирова для московского Камерного театра.
1921 январь – март. Участвует в дискуссии о соотношении композиции и конструкции в ИНХУКе. Совместно с Весниным участвует в праздничном оформлении массового действа «Борьба и победа» по плану Всеволода Мейерхольда. Преподает в возглавляемом Мейерхольдом ГИТИСе. Сентябрь. Предоставляет пять картин на выставку 5 × 5 = 25 в Москве. Вместе с Александром Родченко и другими преподавателями ИНХУКа подписывает манифест о конце станковой живописи. Переходит к так называемому «производственному» искусству — рисунки для ткани, фарфор, оформление книг и театральных постановок.
1922 Оформляет спектакль «Великодушный рогоносец» в постановке Всеволода Мейерхольда. Октябрь. Принимает участие в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине.
1923 Разрабатывает сценографию и костюмы для спектакля Всеволода Мейерхольда «Земля дыбом». Переходит на Производственный факультет ВХУТЕМАСа, где преподает графический дизайн и сценографию. Вместе с Весниным совершает поездку на Кавказ. Совместно с Варварой Степановой создает эскизы тканей и одежды для Первой ситценабивной фабрики.
1924 22 мая. Сын Поповой умирает от скарлатины. 25 мая. Заразившись от сына, от скарлатины умирает сама художница. 21 декабря. Объявлена дата открытия посмертной выставки художника-конструктора А. С. Поповой, организованной Александром Весниным и Иваном Аксеновым.