Выставка Маргариты Хабаровой «Опыты в эмали» читать ~4 мин.
с 23 Июня
по 12 ИюляРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
23 июня 2015 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка произведений заслуженного работника культуры России, заслуженного деятеля искусств Бурятии, члена корреспондента Российской академии художеств Маргариты Хабаровой «Опыты в эмали».
В состав экспозиции вошло около 70 работ, выполненных автором в технике горячей эмали за последнее десятилетие.
М.Хабарова родилась в г. Новосибирске в 1941 году. В 1968 году окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (г.Ленинград) по специальности «история и теория изобразительных искусств». Член Союза художников СССР, СХ РФ, ТСХР.
Она принимала участие в систематизации и описании коллекции прикладного искусства Нижегородского художественного музея-заповедника и Кирилло-Белозерского архитектурного музея-заповедника для реставрации в ГЦНХРМ им. академика И.Э.Грабаря, в описании фонда художника Эль Лисицкого для Государственной Третьяковской галереи и др.
Более 50 лет творческо-организационная деятельность М.Хабаровой связана с регионами России. После окончания института являлась членом выставкомов региональных и республиканских выставок, принимала участие в формировании коллекций картинных галерей и художественных музеев Новосибирска, Читы, Холмска, Тикси, Северобайкальска, Комсомольска-на-Амуре, в создании региональных отделений и работает в тесном контакте с ними в Российской академии художеств с 1987 года. В настоящее время возглавляет управление «по работе с регионами России».
М.Хабарова является автором более 100 публикаций по изобразительному искусству, монографий, альбомов, опубликованных в издательствах «Художник РСФСР», «Советский художник», посвященных народному искусству Чукотки, Якутии, Дальнему Востоку, художникам Приморья, Камчатки, Приамурья, Красноярска, Ростова-на-Дону и др.
Экспозиция представляет одну из интереснейших страниц развития современной российской станковой эмали.
Древнейшая техника, история которой насчитывает более трех тысячелетий, привлекала мастеров разных эпох. Эмали Древнего Египта, Греции, Северной Италии, Индии, Персии, Китая, Византии, средневековой Европы, Древней Руси, эпохи модерна – блистательное созвездие стилей, школ, мастеров. Традиционно эта очень трудоемкая и дорогостоящая техника, использовалась в ювелирном искусстве, оформлении бытовых предметов, предметов церковного обихода. Нередко, выходя за пределы своего прикладного назначения, роли украшения предмета, эмаль обретала значение самостоятельного произведения искусства.
Мастера 20 века, наследуя своим предшественникам, предложили свои темы, свои художественные решения. В 70-х -80-х годах XX века, после некоторого периода упадка, начинается новая волна интереса российских художников к богатым возможностям художественной эмали и взлет искусства станковой эмали. Российские мастера получили возможность принимать участие в международных творческих семинарах сначала в Венгрии и Прибалтике, а затем и в других странах Западной Европы. Во второй половине XX века в нашей стране возникло несколько центров эмальерного искусства – в Ростове Великом, Ярославле, на Юге России, связанных с именами известных художников М.Селищева, Г.Кариха, Н.Вдовкина.
Маргарита Хабарова обратилась к эмали в конце 1990-х. Многолетнее творческое общение с мастерами – эмальерами, знакомство «на практике» с этой сложнейшей и завораживающей техникой, яркие личные впечатления связанные с многочисленными рабочими поездками по нашей стране – восхищение мощью российской природы, её необъятными просторами, космизмом её пространств, зарубежные путешествия – трудно сказать, что именно заставило выбрать художника именно этот материал. Но только в эмали – «искусстве огня» удалось автору воплотить многогранность и изменчивость жизни, движение времени и мысли и придать многочисленным смыслам, воплощенным в её произведениях, значение непреходящей ценности и драгоценного предмета искусства. Именно горячая эмаль, воздействие огня, вносящее элемент непредсказуемости в замысел художника, привлекло мастера – поэта и философа, воспринимающего мир как вечно меняющийся поток явлений.
Экспозиция включила произведения из станковых серий «Белые горы» ( «Чукотка», «Кавказ»), «Земля и Космос», «Музыка Баха во все времена», «Сферы», «Образы Флоренции» и многих других. Для каждой из них автор находит свой технический прием, колорит, пространственные ритмы и формы. Своеобразно решены произведения серий «Времена года», «Цветы юга», «Берег и море». Особенно интересны пейзажные циклы. Рисунок конкретного ландшафта в интерпретации художника обретает значение символа, придавая произведению характер широкого философского обобщения. Опыты в эмали Маргариты Хабаровой – постоянный поиск, эксперимент в широчайшем диапазоне тем, жанров и пластических решений: от классической фигуративности до абстракции, от пейзажа до многофигурной композиции. Перегородчатая эмаль, эмалевая живопись широко применяются ею в самых различных и неожиданных сочетаниях. Кистью и мастихином, распылением краски добивается художник многообразия фактур, их сочетаний и новых оттенков образного прочтения. В работах М.Хабаровой – теоретика, историки искусства, великолепного мастера «звучит Космос» и слышна «перекличка эпох».
Выставка открыта до 12 июля 2015 года.