Выставка «Модельер, которому верил Станиславский. К 155-летию со дня рождения Надежды Петровны Ламановой. Театральный костюм из коллекции Музея МХАТ» читать ~4 мин.
с 8 Июня
по 21 АвгустаМузейно-выставочный центр «Музей Моды»
ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, 1 подъезд
Москва
С 8 июня по 21 августа 2016 в московском Музее Моды пройдёт выставка «Модельер, которому верил Станиславский. К 155-летию со дня рождения Надежды Петровны Ламановой. Театральный костюм из коллекции Музея МХАТ».
На выставке впервые будет представлено более 40 экспонатов из коллекции Музея МХАТ. Среди них – около 20 костюмов и платьев, выполненных под руководством Надежды Петровны Ламановой к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Отелло», «У жизни в лапах», «Анна Каренина» по эскизам Александра Головина. Особого внимания заслуживает платье из парчи и шелка Фру Юлианы, которую играла блистательная Ольга Книппер-Чехова в спектакле «У жизни в лапах» в 1911 году. В экспозиции будет также представлен портрет этой замечательной актрисы кисти Николая Ульянова. Платье Дездемоны из парчи, шелка, с отделкой тесьмой и галуном было смоделировано Надеждой Петровной для спектакля «Отелло» 1930 года. В 1937 году на сцене МХАТа вышел спектакль «Анна Каренина», где для Аллы Тарасовой (Анна Каренина), были созданы шифоновый пеньюар, репсовое платье-чехол и костюм из шелка и хлопчатобумажной ткани. В шелковом платье-костюме от Ламановой и саржевой шляпке, декорированной лентой и перьями блистала в сцене «На скачках» неподражаемая Ангелина Степанова (Бетси Тверская). В экспозицию войдут эскизы декораций и костюмов Александра Головина к спектаклям «Безумный день или женитьба Фигаро» 1927 года, «Отелло» 1930 года, фотографии несохранившихся костюмов и документы из фондов Музея МХАТ.
Надежда Петровна Ламанова родилась в обедневшей дворянской семье в Нижегородской губернии в 1861 году, и была старшей из пяти дочерей. Окончив восьмилетнюю гимназию, и московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой в 1883 году, стала работать закройщицей в известном модном ателье мадам Войткевич. Обладая удивительным чутьем и знанием строения человеческой фигуры, Надежда Ламанова умела виртуозно скрывать её недостатки. Владея в совершенстве искусством драпировки, маскировки, подчеркивая достоинства, она добивалась изумительных силуэтов в создании нарядов.
В 24 года Надежда Ламанова стала хозяйкой собственного ателье на Большой Дмитровке, которое через несколько лет приобрело статус Дома Моды. В 1898 году ей было пожаловано звание «Поставщик Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны», а в 1904 году Надежда Ламанова становится «Поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны».
В 1901 году друг семьи Константин Сергеевич Станиславский предложил Надежде Ламановой принять участие в создании костюмов для Московского художественного театра. Одной из первых её работ стал спектакль «Вишневый сад», где она создала костюмы для исполнительницы роли Любови Раневской – Ольги Книппер-Чеховой. Под руководством Надежды Ламановой были выполнены костюмы к спектаклям «Женитьба Фигаро» и «Отелло» по эскизам Александра Головина, а также к спектаклям «У жизни в лапах», «Враги», «Тартюф», «Школа злословия», «В мечтах», «Анна Каренина».
В 1905 году известный живописец Валентин Серов написал знаменитый портрет Марии Николаевны Ермоловой, которая позировала ему в платье от Ламановой. Известно, что сама Надежда Петровна тоже позировала ему для своего портрета, но портрет остался незаконченным по причине смерти художника.
Октябрьская революция лишила 56-летнюю Надежду Ламанову почти всего. Из-за своего дворянского происхождения она попала в Бутырскую тюрьму, откуда была выпущена благодаря ходатайствам Максима Горького и других своих влиятельных друзей. Надежда Петровна смогла обеспечить себя и официальной работой – при её непосредственном участии были созданы Мастерская современного костюма и первые швейные учебные заведения Советского Союза. В 1925 году Надежда Ламанова становится обладателем Гран-при на Всемирной выставке в Париже за платья в русском стиле.
Надежда Ламанова сотрудничала и с советским кинематографом. Под её руководством и при её участии выполнены костюмы известных и ставших уже классическими советских фильмов: «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938 год), «Цирк» Григория Александрова (1936 год), «Аэлита» Якова Протазанова (1924 год), «Поколение победителей» Веры Строевой (1936 год).
Но основным местом работы Надежды Петровны оставался МХАТ, где она работала как консультант до последнего дня жизни. В роковой день за два часа до смерти она была в Театре и беседовала с артистами, уезжавшими в этот день из Москвы. По пути из Художественного Театра в Большой Театр она внезапно скончалась на улице.
Константин Станиславский в 1933 году после премьеры спектакля «Севильский цирюльник» писал: «Нашей драгоценной, незаменимой, гениальной Надежде Петровне Ламановой ору во все горло: «Браво, бис!».
Рокси Харт (Ольга Андровская), спектакль МХАТ «Реклама». 1930 год. Автор костюма Надежда Ламанова.
Елизавета (Нина Сластенина), спектакль МХАТ «Егор Булычев». 1934 год. Автор костюма Надежда Ламанова.
Антонина (Ирина Вульф), спектакль МХАТ «Егор Булычев». 1934 год. Автор костюма Надежда Ламанова.
Анна Каренина (Алла Тарасова), 1937 год. Автор костюма Надежда Ламанова.
Дама. Сцена «У Бетси», (Надежда Бухштаб), 1937 год. Автор костюма Надежда Ламанова.
- «Абсолютно почти» Лизы Графф, краткое содержание
- «Анна Каренина», краткое содержание
- Дизайн чехлов для телефонов
- Мастер-класс по рисованию «Бальное платье для королевы»