Выставка «МСТЁРА – ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ». К 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры читать ~3 мин.
с 30 Июля
по 28 АвгустаВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
Москва
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка «Мстёра – жемчужина России», посвященная 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры. На выставке будет представлено более 200 работ из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, ассортиментного кабинета ПК «Центр традиционной Мстёрской миниатюры» и личных коллекций. Представленные в экспозиции работы отражают основные этапы развития Мстёрского художественного промысла.
Поселок Мстёра на Владимирской земле в прошлом был уникальным иконописным центром, но поистине мировую известность он приобрёл в XX веке, когда на рубеже 1920-х – 1930-х годов здесь возникло искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Опираясь на собственные иконописные традиции, миниатюристы Мстёры выработали уникальный художественный стиль, в котором большую роль играет тщательно прописанный пейзажный фон с тончайшими цветовыми переходами и отказ от черного фона.
Датой рождения Мстёрского лакового промысла принято считать июнь 1931 года, когда бывшие иконописцы объединились в артель «Пролетарское искусство» (с 1960 года – фабрика). Значительную роль в становлении искусства Мстёры сыграл народный лубок, который до революции печатался в местной типографии Голышева. Основоположником орнаментального направления в Мстёрской миниатюре стал Е. В. Юрин («Орнамент с птицей), опирающийся на лучшие образцы древнерусского искусства.
Юрин Е.В. Шкатулка «Орнамент с птицей» Первая половина 1970-х гг.
На выставке будут представлены работы наиболее ярких представителей промысла: Николай Прокопьевич Клыков («Возле города Славянска»), Александр Иванович Брягин («Александр Невский собирает рать…»), Александр Федорович Котягин («Взятие Измаила»), Василий Никифорович Овчинников, Иван Алексеевич Серебряков, Евгений Васильевич Юрин и ряд других мастеров, чье искусство вскоре получило признание на Всемирной выставке Париже 1937 года, где художники были удостоены Гран-при и золотых медалей.
Котягин А.Ф. Пластина «Взятие Измаила в 1790 г.» 1942 г.
Представители второго поколения миниатюристов – Екатерина Николаевна Зонина («Сенокос закончился»), Антонида Михайловна Овчинникова («Провожают гармониста в институт»), Нина Александровна Любомудрова, Василий Иванович Корсаков и другие мастера – создали яркие работы, проникнутые неподражаемым энтузиазмом послевоенной эпохи и одновременно сохраняющие лучшие черты Мстёрского искусства.
1960-е годы – особый период в развитии Мстёрского искусства, начавшийся на волне «оттепели» и проникнутый духом подлинного новаторства. В это время сбыли созданы чрезвычайно талантливые произведения: «Переписка Ивана IV с князем Курбским» и «Слово о полку Игореве» Льва Александровича Фомичева, «Петр Великий на стройке Петербурга» и «1905 год» Николая Ивановича Шишакова, «Андрей «Боголюбский» и «Княжья охота» Юрия Михайловича Ваванова, «Кому на Руси жить хорошо» Лидии Александровны Демидовой.
Ваванов Ю.М. Шкатулка «Княжья охота» 1964 г.
В 1970-е годы Мстёрский лаковый промысел пополнила целая плеяда творчески одаренных художников: Владислав Федорович Некосов («Владимирцы провожают Александра Невского в Орду»), Владимир Капельевич Мошкович («Дюк Степанович»), Владимир Николаевич Молодкин («Илья Муромец и Калин-царь»). В эти годы художественные образы работ Мстёрской лаковой миниатюры становятся более определёнными, в них хорошо прослеживается связь со всем художественным опытом старинного русского промысла.
Мошкович В.К. Ларец «Дюк Степанович» 1989 г.
Эстетика народной жизни – главное, что стало отличительной особенностью русских лаков. История страны, литературные произведения русских и зарубежных писателей, поэзия, русские сказки, как сконцентрированная мудрость народа, сложный мир человеческих устремлений – все это нашло своё отражение в русской лаковой живописи.