Выставка «Наполеон. Жизнь и судьба» читать ~5 мин.
с 22 Мая
по 15 АвгустаМузей-усадьба Муравьевых-Апостолов
ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1
Москва
Выставка «Наполеон. Жизнь и судьба» пройдёт с 22 мая по 15 августа 2019г. в Музее-Усадьбе Муравьевых-Апостолов. Масштабная экспозиция включает более двухсот произведений живописи, графики, скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства, мемориальные вещи, оружие, ордена и медали. Многие предметы эпохи начала XIX века, воссоздающие образы и окружение знаковых фигур мировой истории, будут показаны впервые. Император французов в своё время сватался к сестрам русского царя Александра I и дважды получил отказ. В год 250-летия со дня рождения Наполеона Бонапарта выставочный проект на основе частного собрания Александра Вихрова и ряда других крупных частных коллекций даёт возможность представить, от кого же тогда отказалась Россия.
Выставка обращена к событиям первой четверти XIX века. В центре внимания оказываются два исключительно несхожих по судьбам человека. Российский монарх и император французов. Александр I – венценосный наследник престола, родившийся на ступенях трона крупнейшей страны, и Наполеон I – сын бедного корсиканского дворянина, сделавший головокружительную карьеру от мундира лейтенанта революционной французской армии до императорской короны и столь же быстро все потерявший.
Куратор выставки Сергей Подстаницкий: «Собирателей «наполеоники» в мире, да и в России немало, но каждая из подобных коллекций несет на себе отпечаток личности владельца. Свой собственный, персональный взгляд на наполеоновскую историю есть и у Александра Вихрова. Опираясь на его богатейшую коллекцию, в которой представлены самые разные произведения искусства и мемориальные предметы, мы попытались показать не только жизнь Наполеона и его непростые взаимоотношения с Россией и с русскими, но и пофантазировать на тему альтернативной истории: что было бы, если Наполеон все же породнился с Романовыми, и как эта мечта императора французов осуществилась у его потомков».
Экспозицию открывают парадный портрет Александра I и бронзовый бюст Наполеона Бонапарта, предлагая посетителю задуматься, насколько невероятно и удивительно само пересечение их жизненных линий. Упоминается и малоизвестный исторический факт: император Наполеон I настойчиво пытался породниться с императорским домом Романовых.
История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Но через двести с лишним лет можно задаться вопросом, какой могла бы быть картина мира, если бы тогда династический брак состоялся? «Какой роман – моя жизнь!», воскликнет однажды, уже на исходе своих лет Наполеон. Выставка «Наполеон. Жизнь и судьба» иллюстрирует самые яркие страницы его биографии и череду важнейших событий, определивших поворотные моменты и нынешнего мироустройства.
Экспозиция показывает ступени возвышения Бонапарта до статуса первого лица государства. Он известен прежде всего, как величайший полководец, однако акцент в пространстве выставки сделан не на батальных сценах. Важны мотивы, по которым Франция вступала в войны, и яркие, неординарные действия главнокомандующего, нашедшие своё отражение в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства начала XIX века.
Среди памятных вех, предшествующих сватовству, особая страница – трагическая для России и триумфальная для французской армии битва при Аустерлице, после которой в отношениях двух государств наступает новый этап, который, наконец, венчает наполненная, казалось бы, миролюбивыми помыслами личная встреча двух императоров в Тильзите. Сколько надежд обе стороны возлагали на это, можно судить по многочисленным сюжетам, которые нашло это событие в сюжетах живописи, графики, на фарфоре и в бронзе. Примечателен характер совместных изображений Александра I и Наполеона I. К примеру, в экспозиции можно будет увидеть уникальную миниатюру того времени с крепкими объятиями императора французов и русского царя.
В Тильзите, а через год – в Эрфурте, возникает тема возможности упрочить мир двух стран родством. Наполеон тщетно пытался скрепить «узы дружбы» предложениями о династическом браке. Отрицательные ответы глубоко уязвили его. «Я скорее выйду замуж за последнего русского истопника, чем за этого безродного тирана-корсиканца», – именно так выразилась великая княжна Екатерина Павловна. На выставке будут показаны главные персонажи Российского императорского дома. Эта сторона ярко и содержательно представлена уникальными экспонатами собрания Сергея и Татьяны Подстаницких, а также коллекции Сергея Васильева.
Решительный отказ семьи Романовых, однако, означал для отвергнутого жениха одно: лобовое столкновение с Россией неизбежно. Впереди была война, цена которой нам известна – миллион человеческих жизней. Эти события похода на Москву и его бесславного завершения нашли отражение на выставке, ведь именно Россия стала ареной самых главных, трагических событий той эпохи. Здесь – начало краха великой империи Наполеона, его внешней политики и всех его планов.
Проект даёт возможность проследить путь Наполеона до его самых последних дней изгнания на острове Святой Елены. Перелистывая заключительные страницы его жизни, в которых как победитель остается «заклятый друг» Александр I, можно вновь задаваться вопросом, а что было бы, если..?
Экспозиция располагается в Доме-Музее Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице. Главное здание дворянской усадьбы – одно из немногих деревянных строений в Москве, уцелевших во время пожара 1812 года. Примечательно, что сыновья владельца усадьбы И. М. Муравьева-Апостола воевали против наполеоновской армии, а впоследствии были среди создателей тайных обществ и участников восстания 1825 года. В настоящее время благодаря усилиям потомка старинного рода Кристофера Муравьева-Апостола усадьба отреставрирована и ей возвращен облик начала XIX века.
Дни и часы работы: среда– пятница: 14.00 – 20.00; суббота: 14.00 – 19.00.
Билеты: 150 – 350 руб.
Автор проекта: Александр Вихров
Куратор выставки: Сергей Подстаницкий
- Выставка живописи и фотографии «Глоток воздуха»
- Программа для детей и подростков к выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»
- Выставка. Новый Год как раньше
- «Аустерлиц» Винфрида Георга Зебальда, краткое содержание