Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» читать ~3 мин.
с 4 Апреля
по 13 МаяВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
Москва
С 4 апреля в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась уникальная выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства», которая представляет культуру и искусство кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке представлен символ Республики Казахстан «Золотой человек».
В конце 1960-х — начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя, — «Золотого человека», — ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары, — стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.
Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан объявляет международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут следования включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна – Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.
На выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V – IV вв. до н. э. ), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст 17 – 18 лет).
Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») — далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому – «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека». В кургане найдено свыше четырёх тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, – один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.
Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство зооморфных образов – так называемого «звериного стиля», отличительные черты которого – стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.
Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V-IV вв. до н. э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.
По мере утверждения христианства и мусульманства, «звериный стиль» постепенно утрачивал своё первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.
Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.
В Национальном музее Республики Казахстан хранится обширная коллекция (свыше тысячи предметов) по этнографии народов Центральной Азии и Северного Кавказа. 175 образцов высокого ювелирного искусства из этих фондов привезены в Москву. Публике представлены ювелирные изделия XIX – середины XX веков, различные украшения, детали женского и мужского костюма, отдельные предметы бытовой культуры.
Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» демонстрирует одну из самых ярких и впечатляющих традиций богатейшего наследия степной культуры Евразии.