Выставка Натальи Залозной «Побег» читать ~4 мин.
с 24 Января
по 26 ФевраляЦентр современного искусства «Винзавод»
4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6
Москва
11. 12GALLERY представляет персональную выставку Натальи Залозной «Побег».
Наталья Залозная – белорусская художница, уже более 15 лет проживающая в Бельгии. Наталья постоянный участник персональных и групповых выставок по всему миру. Она представляла Беларусь на 51-й Венецианской биеннале в 2005 году, а работы её хранятся в Государственной Третьяковской Галерее и Национальном художественном музее Беларуси.
Работая над созданием произведений к выставке «Побег», художница ставила перед собой вечные экзистенциальные вопросы: насколько свободен человек в современном мире; может ли он осознанно полагать, что обладает правом выбора, будучи в плену действительности, политики, истории; может ли реально осознавать происходящее и принимать волевое решение. Побег в данном случае символизирует уход индивида в самого себя, в своё бессознательное, свои иллюзии и тем самым спасение от социальных реалий.
Побег. 2016, холст, акрил, 80х60
«Побег от реальности» – широко распространённый феномен в западной литературе, философии и психологии. Это своего рода защитный механизм, предохраняющий человека от нежелательной действительности. Джон Р. Р. Толкиен и его друг Клайв Льюис придавали ему положительный смысл. Они отмечали, что бегство от реальности, порожденное воображением и литературой, даёт утешение и удовлетворение. Часто оно является необходимым условием для творчества.
Побег. 2016, холст, акрил, 80х100
Французские экзистенциалисты воспринимали отчужденность человека как неизбежную реакцию на этот „безумный, безумный мир“. Жан Поль Сартр в романе «Тошнота» создает образ героя, которому тяжело и некомфортно в обществе, он отделяет себя от окружающих людей, смотрит на их существование с жалостью, для него оно пусто. Альбер Камю писал о «столкновение между иррациональностью и исступлённым желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души». Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не даёт ответа на эти вопросы. Отсюда – желание бегства.
Наталья Залозная подходит к вопросу ухода от действительности со свойственной ей тонкостью и изяществом. На произведениях, созданных для выставки «Побег», персонажи спят. Скрыться в бессознательном, погрузиться в себя – их попытка обрести свободу. Некоторые работы выполнены автором с документальных фотографий, запечатлевших спящих людей. Маскировочная сетка из цветов, дополняющая эти сюжеты, символизирует опутанность человека правящей идеологией, над которой он не властен и которая может быть враждебной ему. Сетка представлена как инородный элемент, покрывающий спящих людей. На первый взгляд кажется, что она искусственно интегрирована в сюжет, но искусственность эта неслучайна. Она говорит об искаженности, неорганичности системы взглядов и идей правящей власти и навязанности её мировоззрения остальным членам социума. Особенно ярко это выражено в тоталитарных и авторитарных обществах, где свободы человека сведены к минимуму. Личность находится в сетях господствующей идеологии и все её существование подчинено ей. Изменить внешние обстоятельства трудно, но можно искать свободу внутри себя.
С другой стороны, индивид, погруженный в бессознательное состояние, уязвим и безволен, он легко может стать объектом для манипуляции со стороны других. Эту уязвимость отображает серия работ «Игральные карты», изображающих спящего человека и его перевернутое отражение.
Игральные карты. 2016, холст, акрилб 140х100
Идентичный смысл имеет инсталляция, выстроенная из тех же игральных карт в виде замкнутой дорожки по принципу домино. На картах напечатаны фотографии детских оловянных солдатиков. Инсталляция несет в себе удивительную смысловую нагрузку. Залозная пытается выразить то, что все мы участники различных игр, происходящий в социуме, и действуем согласно правилам и законам окружающей реальности, независимо от наших убеждений и предпочтений. Наиболее жестко это проявляется в условиях войны, когда человек не властен даже над самым ценным, что у него есть, собственной жизнью.
Какую роль играет личность в окружающей действительности: безвольный марионетки или полноценного участника? Может ли она обрести свободу от навязанных условий и даёт ли такую свободу бегство в свой внутренний мир. Ответ на эти вопросы можно получить, посетив выставку Натальи Залозной «Побег».