Выставка «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» читать ~5 мин.
с 8 Августа
по 15 ОктябряЦентральный выставочный зал «Манеж»
Исаакиевская площадь, 1
Санкт-Петербург
7 августа 2020 года Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета по культуре города Санкт-Петербурга и стратегического партнера проекта Фонда Потанина представляют выставку НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ, которая станет третьим этапом проекта межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA. Партнер проекта – компания Сибур.
Художники из разных регионов России представят свои работы под руководством семи кураторов во главе с Антонио Джеузой. Задача выставки — показать актуальность и зрелость региональных художественных процессов в глобальном контексте. Основой проекта является работа его создателей напрямую с региональными экспертами и художниками. Выставка представит работы 80 авторов из 21 городов России, при этом почти все работы создаются специально. Это является принципиальной позицией проекта предоставлять возможность художникам реализовывать свои идеи. В августе-сентябре 2018 года по 13 городам Транссибирской магистрали прошел Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA с участием международных экспертов. В ходе Симпозиума эксперты отобрали идеи для выставочных проектов 2019-2022 годов. Выставка NEMOSKVA была организована в Центре изящных искусств BOZAR (Брюссель). В рамках проекта также запущена номадическая кураторская школа. Автор идеи и комиссар проекта — Алиса Прудникова.
Название выставки «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» отсылает к известному произведению Бориса Матросова в Перми, которое сулит всем приближение счастья. Выставка проекта NEMOSKVA делает центром внимания современное искусство регионов и призывает перешагнуть любые символические горы в знакомстве с ним. Каждая региональная ситуация имеет свою историю и специфику и представляет собой многослойный процесс, который разворачивается на нескольких уровнях. В этом проекте кураторы фиксируют настоящий момент, который характеризуется осознанием региональными художниками своей вовлеченности в глобальные процессы и чувством синхронизации с миром «большого» искусства. И в этом режиме особенно актуализируются темы материальных ресурсов, мимикрии, заботы, личного времени, независимости, уверенности в своих силах, самоиронии.
Тема выставки, с одной стороны, подчеркивает мысль, что развитие современного искусства в России часто характеризуется через отсутствие, а не наличие чего-либо. С другой стороны, это состояние бесконечного ожидания, которое во время пандемии стало едва ли не главным маркером эпохи и происходящих цивилизационных изменений.
«Проект NEMOSKVA начался с исследования российского искусства по городам транссибирской магистрали, погружая международных специалистов в специфику регионов, продолжился кураторским репортажным проектом Инке Арнс и Дитера Рульстрате в Брюсселе. Следующий шаг проекта даёт возможность кураторам из регионов не отвечать за “свою территорию”, а говорить в целом о чем дышит современное искусство в России. Тема выставки, с одной стороны, подчеркивает мысль, что развитие современного искусства в России часто характеризуется через отсутствие, а не наличие чего-либо. И этот этап мы уже пережили. Выставка подчеркивает продуктивность состояния бесконечного ожидания, которое во время пандемии стало едва ли не главным маркером эпохи и происходящих цивилизационных изменений», — обращает внимание на актуальность выставки Алиса Прудникова.
«Проект НЕМОСКВА – важная часть стратегии регионального развития Пушкинского музея. В каком-то смысле многие из нас родом из «неМосквы», и этот проект – живое воплощение единого культурного поля, в котором нет границ между столицей и провинцией. Мы очень рады, что в это непростое время у нас есть возможность исследовать состояние современного искусства в регионах страны, почувствовать настроение художников и поделиться этими наблюдениями с нашими зрителями – но на сей раз не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Концепция выставки неоднократно менялась вместе с тем, как менялся мир, и мы надеемся, что она окажется актуальной и созвучной нашему времени», — делится Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина
«Идея провести третью выставку проекта Алисы Прудниковой NEMOSKVA в Манеже появилась около полутора лет назад. Мы гордимся тем, что в настоящее время реализуем его совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экспозиция предоставит зрителю исключительную возможность увидеть столь подробную панораму современного нестоличного российского искусства. Этот проект, с моей точки зрения, избавляет актуальное искусство российских городов от порой излишней столичной экспертизы и делает его более свободным. Я выражаю огромную признательность Благотворительному фонду Владимира Потанина и компании СИБУР за ощутимую поддержку, которая сделала этот проект возможным», — комментирует проект Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж».
Работа кураторской группы над проектом началась осенью 2019 года. В процессе обсуждений выкристаллизовалась структура с семью независимыми частями одной большой экспозиции. Фокус кураторов был направлен на саморефлексию художников о текущем статусе искусства и возможность создания новых проектов.
В экспозицию войдут работы 80 художников, большая часть из которых будут созданы специально для выставки. В проекте примут участие: Николай Акимов (Выкса), Елена Аносова (Иркутск), Александр Борисов (Санкт-Петербург), Анастасия Вепрева (Архангельск), Арт-группа «Город Устинов» (Ижевск), Арт-группа «ГУЙ» (Екатеринбург), Антон Гудков (Омск), Наталья Егорова (Петрозаводск), Валерий Казас (Краснодар), Дмитрий Коротаев (ИЖЕВСК), Варвара Кузьмина (Владимир), Ася Маракулина (Архангельск), арт-группа «Нежные бабы» (Калининград), Олег Пономарев (Красноярск), Керим Рагимов и Петр Швецов (Санкт-Петербург), Анна Ротаенко (Москва), Ксения Телятникова (Томск), Егор Федоричев (Омск), Анастасия Цайдер (Санкт-Петербург), Арт-группа «Хочу быть Соковым» (Челябинск), Алекс Этевут (Пермь) и другие.
Важной частью проекта станет публичная программа, адресованная как широкой, так и профессиональной аудитории. Первая часть программы, предваряющая выставку, пройдёт в онлайн-формате в июне-августе этого года. Вторая часть публичной программы — серия живых лекций и дискуссий в ЦВЗ «Манеж» — стартует вместе с открытием выставки в августе.
- Лекция Сергея Смирнова «Промышленный дизайн как инструмент разработки конкурентоспособных изделий из пластика»
- Московский музей дизайна при поддержке СИБУРа в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» приглашает принять участие в конкурсе и стать участником выставки промышленного дизайна. Заявки до 26 октября
- Открытие выставки петербургских художников «А и Б сидели на трубе» в Государственном центре современного искусства