Выставка НЕПРОСТАЯ ИГРУШКА
с 10 Июля
по 13 СентябряВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
Москва
С 10 июля во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка «НЕПРОСТАЯ ИГРУШКА».
Проект представит публике удивительный феномен матрешки, которая является не только символом национального традиционного искусства, но и примером межкультурных связей и влияний.
Появление матрешки в России связано с общеевропейским интересом и увлечением искусством Японии в начале XX века. Как часть художественного направления в искусстве, известного как «модерн» и связанного с высокопрофессиональным авторским началом, матрешка смогла стать абсолютным образом национального традиционного искусства, как в России, так и за рубежом.
Знаменитая точеная кукла появилась в конце 1890-х гг. в мастерской «Детское воспитание» в Москве. Создателями матрешки были потомственный токарь В.П. Звездочкин (1876 – 1956) и яркий представитель неорусского направления в искусстве, известный художник С.В. Малютин (1859 – 1937).
Впервые игрушка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., где получила высокое признание публики и была награждена бронзовой медалью. Дальнейшее массовое изготовление в мастерских Сергиева Посада, а также, позднее, в других художественных центрах, сделало из игрушки узнаваемый национальный символ.
История развития русской матрешки включает в себя три периода: с момента их появления и до начала 1930-х гг. матрешки становятся знаковыми для своей эпохи авторскими произведениями, поражают изысканностью росписи, разнообразием тем и форм. Деревянные разъемные куклы реалистично «фиксируют» жизнь того времени в изображении представителей разных сословий, профессий, национальностей.
С середины 1930-х гг. до конца 1980-х гг. период фабричного производства матрешки. Прочно закрепляется стилистика основного – «массового», «промыслового» типа матрешки в городах Сергиев Посад, Семенов, в селе Полховский Майдан и поселке Крутец, а также в Московской, Тверской областях, в Башкирии, Мордовии, Марий Эл и других регионах.
Третий период в развитии матрешки – с начала 1990-х гг., время так называемой «авторской» матрешки. Матрешка приобретает все большую «декоративность», являясь, своего рода, полотном для развертывания целых сюжетов, как вневременных, так и актуальных.
Матрешка удивительно органично соединила новые художественные тенденции начала XX века и традиционные фольклорные образы русской культуры и искусства.
В экспозицию войдут предметы из фондов ВМДПНИ при участии Государственного музея искусства народов Востока и Художественно-Педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде.
Матрешка один из символов России. Потенциал этого промысла позволяет создавать новые оригинальные произведения, интерес к которым существует и по сей день.