Выставка одного произведения С. Т. Конёнкова « Портрет А. Блока» читать ~3 мин.
с 5 Ноября
по 22 ДекабряКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 5 ноября в Калужском музее изобразительных искусств ( ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начнёт работу выставка одного произведения С. Т. Конёнкова « Портрет А. Блока».
Выставка посвящается 145-летию со дня рождения Сергея Тимофеевича Конёнкова.
Сергей Тимофеевич Конёнков (1874 – 1971) – один из самых известных русских скульпторов ХХ века, творчество которого сложно уложить в какие-либо стилистические рамки. За долгую жизнь мастер создал огромное количество произведений, которые находятся во многих музеях нашей страны.
Родился Сергей Конёнков в деревне Караковичи Смоленской губернии (ныне Смоленская область, Ельнинский район) в семье зажиточных крестьян. Мать умерла рано, когда ему было всего четыре года, и его воспитанием занялся дядя, который достаточно рано заметил, что племянник предрасположен к занятию искусством. Дядя отправил Сергея учится в прогимназию. Будущий скульптор экстерном сдал выпускные экзамены и затем поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его зачислили на отделение скульптуры. За дипломную работу «Камнебоец» Сергей Тимофеевич получил малую золотую медаль и стипендию имени П. Третьякова, благодаря которой он смог отправиться в путешествие по Европе, где познакомился с произведениями художников прошлого и с творчеством современников. Во Франции Конёнков посетил мастерскую Огюста Родена. Знакомство с произведениями прославленного скульптора стало значимым событием в жизни Сергея Тимофеевича. Его особенно поразила экспрессивность работ Родена, которую Конёнков старался в последствие передать и в своём творчестве.
Вернувшись из заграничной поездки, Конёнков поступил в Академию художеств в мастерскую В. Беклемишева. Дипломная работа «Самсон» в академии была принята очень холодно, так как большинство преподавателей из совета Академии, будучи приверженцами классических традиций, сочли скульптуру излишне экспрессивной. Сергея Тимофеевича спасло то, что за него заступились Илья Репин и Архип Куинджи, которые в отличие от совета Академии признали художественные достоинства работы «Самсон». Однако в свете революционных событий 1905 года преподавателями Академии было принято решение уничтожить «Самсона», так как посчитали, что работа может оказать негативное влияние на настроения студентов.
Сам Сергей Тимофеевич в 1905 году был в Москве и принимал непосредственное участие в событиях революции. Это нашло отражение и в его творчестве. Им был создан ряд скульптурных портретов, посвященных простым рабочим людям: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Славянин», «Крестьянин».
Конёнков никогда не ограничивался конкретными тематиками, и работал в различных материалах. Очень любил дерево и зачастую искал и находил образы непосредственно в структуре стволов. Так была создана целая серия работ на тему славянской мифологии, представляющей собой идолоподобные изображения стариков, лесовиков и славянских богов. Вдохновляясь искусством Древней Греции, скульптор создал множество прекрасных женских образов. В период революции 17-го года работал над одним из самых известных своих произведений – барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Помимо прочего мастер исполнил множество скульптурных портретов деятелей культуры и искусства: Маяковского, Циолковского, Тургенева, Горького, Достоевского, Толстого, Пушкина и многих других, среди которых и портрет Александра Блока, находящийся в собрании Калужского музея изобразительных искусств.
Умер знаменитый скульптор в 1971 году. В 1973 году в Смоленске был открыт музей Конёнкова, а в 1974 году в Москве к 100-летнему юбилею была открыта мемориальная мастерская-музей на улице Тверской, дом 17, где мастер работал с 1947 года.
Выставка продлится до 22 декабря.
- Выставка советского искусства «Время наших отцов»
- Иркутский художественный музей открывает Галерею скульптуры
- «Корпорация» Джоэла Бакана, краткое содержание