ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ «АФАНАСИЙ ЕФРЕМОВИЧ КУЛИКОВ. МОЛОДАЯ МАТЬ» читать ~3 мин.
К 130-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
«Душа художника подобна сосуду, существующему для вмещения божественного напитка, дающего забвение от горестей жизни», – эти слова из литературного наследия А.Е. Куликова удивительно точно выражают главную мысль, которая одушевляет все произведения художника.
А.Е. Куликов (1884-1949), живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, мастер советского лубка. Член Калужского филиала АХРР (1926) и художественного объединения «Жар-птица» (1926). Член Союза советских художников с 1930 года. Родился – 14 января 1884 г. в деревне Исаково Малоярославецкого уезда Калужской губернии. Скончался А.Е Куликов 15 марта 1949. Похоронен в Малоярославце. С 1915-1949 почти постоянно жил в Малоярославце. 1896-1901 – обучался в Московской иконописной школе, 1903-1905 – в художественной студии А.П. Большакова, 1906-1912 – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Корина, Н. Касаткина, А. Архипова, В. Серова, К. Коровина.
А.Е. Куликов в 1912 – участвовал в росписи Елоховского собора в Москве. Исполнил ряд монументальных работ для оформления павильона «Москва» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1939), эскизы к диораме «Штурм Перекопа» и «Бой у Чонгарского моста» (1940). Художник работал в области сценографии (эскизы театральных декораций и костюмов). В период с 1921 по 1923 гг. – создавал лубки для Госиздата и выполнял росписи шкатулок, подносов, подставок и других кустарных изделий для Музея кустарной промышленности в Москве. В 1943 г. разработал герб города Малоярославца.
Работы А.Е. Куликова экспонировались на отечественных и зарубежных выставках (Кельн, Монце-Милано, Париж). Персональные выставки А. Е. Куликова проходили в 1951 (Москва, Малоярославец, Калуга), 1978 (Москва), 1980 (Ленинград), 1981 (Калуга, Калужский областной художественный музей), 1984 (Малоярославец, Обнинск), 1987 (Обнинск), 1994 (Малоярославец).
Художник работал во всех живописных жанрах, в том числе и в жанре портрета. Иконография портретов А. Е. Куликова достаточно разнообразна: исторический портрет, купеческий портрет, семейный портрет. Такой полистилизм жанра требовал и своей формообразующей системы.
В картине «Молодая мать» (1941. Холст, масло) персонифицируется социальный типаж передвижничества, это портрет-тип с характерными для него стилистическими характеристиками. Произведение поступило в музей из Художественного фонда Министерства культуры РСФСР в 1981г. Работа выполнена на холсте, маслом. Подлинность подтверждается подписью художника. Справа внизу холста – подпись и дата: «А. Куликов 1941г.». Изображена молодая женщина, сидящая на диване с высокой спинкой с рукоделием в руках. Перед ней в плетеной колыбели-корзинке на высокой подушке лежит младенец, укрытый стеганым одеялом. Элементы интерьера дополняет стопка книг, размещенная на спинке дивана. Серый цвет халата, белый – блузки и фиолетовый – косынки создают достаточно выразительный колорит. Работа живописна, художник «лепит» фактуру подвижным мазком, гармонично уравновешивая цвета.
Высокая живописная культура, богатство эмоциональной окраски и глубокий психологизм в характеристике образа характерны для произведения А. Е. Куликова «Молодая мать» (1941).
Творчество Афанасия Куликова делает его ярким представителем отечественной культуры первой половины XIX века.
- Традиционные Рождественские экскурсии в Калужском музее изобразительных искусств
- Выставка «Картина из Эрмитажа. Петер Хесс «Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 года»
- Живопись эпохи Возрождения: XIV век
- В Малом театре состоялась премьера спектакля «Слуга двух господ» в постановке итальянского режиссёра Стефано де Лука
- Мария Хаэт – Межпредметный разговор
- Портретное искусство
- «АРТ-ПОРТРЕТ» Международный конкурс и выставка. Регистрация до 4 марта
- Международная выставка-конкурс портретного мастерства «Арт-Портрет»