Выставка одной картины Карла (Кирилл) Викентьевича Лемоха (1841–1910) «Родительская радость» читать ~3 мин.
с 11 по 23 Марта
Калужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 11 марта в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начнёт работать выставка одной картины Карла (Кирилл) Викентьевича Лемоха (1841–1910) «Родительская радость». II половина XIX в. К 180- летию со дня рождения художника.
К. В. Лемох — русский жанровый художник, участник «бунта четырнадцати», член Товарищества передвижных художественных выставок и Императорской Академии художеств.
Художник родился в семье московского преподавателя музыки.
В 1851–1856 гг. учился в Московском училище живописи и ваяния в мастерской Е. Я. Васильева. Через два года поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. Во время учебы неоднократно награждался серебряными и золотыми медалями за творческие успехи.
К. Лемох был в числе тех четырнадцати «бунтарей», которые во главе с И. Крамским в 1963 г. в знак протеста покинули Академию художеств. В 1870 г. по приглашению Г. Мясоедова стал учредителем ТПХВ, но через год был исключен за не предоставление работы к выставке. В 1978 г. художник заново вступил в Товарищество, а позже стал членом правления и бессменным казначеем.
В 1960-е гг. К. Лемох принял приглашение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III, в том числе Николаю II. Наиболее талантливой ученицей художника стала младшая сестра Николая Великая княгиня Ольга Александровна, увлекавшаяся живописью всю жизнь. Именно при дворе художник получил православное имя — Кирилл.
C 1897 г. по 1909 г. К. Лемох был хранителем художественного отдела Русского музея Императора Александра III.
В своем творчестве К. Лемох был «классическим» жанристом, изображавшим на своих картинах сцены из крестьянской жизни. Одними из любимейших героев художника были дети, показанные мастером с особой теплой и непосредственностью. На калужской работе «Родительская радость» центральным персонажем, на которого обращено все внимание, также является маленький ребёнок. Его, одетого в светлую рубашонку, на своих коленях держит отец, крестьянин средних лет. Рядом с ним с улыбающимся лицом мать, придерживающая рукой младенческую колыбель.
Переданная художником сцена, точно соответствуя названию картины, показывает те искренние чувства в душах простых людей, которые, несмотря на все тяготы и невзгоды, бедность и нищету, не разучились радоваться важнейшим событиям человеческой жизни — рождению ребёнка.
Колорит картины построен на сочетании синих, оливковых и охристых тонов, а несколько светлых пятен добавляют произведению мажорности.
Работа художником незакончена, более того, можно даже проследить линию творческих поисков мастера. Так над головой ребёнка сохранился набросок ещё одного профиля детской головки в красной шапочке, представляющий один из вариантов положения малыша, поднятого отцом в воздухе вверх.
Авторство картины подтверждается чернильной надписью на обороте: «К. В. Лемох. Свид. В. Менделеева». Владимир (сын известного ученого Д. Менделеева) был мужем дочери художника Варвары.
Произведение поступило в калужский музей в 1949 г. от Т. Ф. Покровской.
Картина «Родительская радость» экспонируется к 180-тию со дня рождения К. Лемоха. Являясь единственной работой мастера в фондах КМИИ, она даёт возможность зрителю прикоснуться, а, может быть, и впервые открыть для себя творческое наследие этого замечательного русского художника XIX в.
Выставка продлится до 23 марта.