Выставка одной картины «Птичий двор» читать ~2 мин.
с 14 Января
по 10 ФевраляКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 14 января в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104) начнёт работу выставка одной картины «Птичий двор».
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения французского художника-анималиста Клода Мари Гийемине (Claude Marie Guilleminet) (12. 01. 1821 – 08. 02. 1885). Его имя в России почти неизвестно, потому что большинство его работ находится в частных собраниях Франции и две в музее Фабра во французском городе Монпелье. В собрании Калужского музея изобразительных искусств хранятся две его картины, возможно, единственные в России. Они происходят из коллекции Н. И. Васильева, основателя художественного музея в Калуге.
На одной из них, получивший название «Птичий двор», изображен маленький уголок двора, где вокруг миски с водой собрались домашние птицы: петух и несколько кур с цыплятами пьют воду, за ними в соломе лежит утка с утятами. В глубине из-за деревянной решетки выглядывают два индюка, над ними на насесте гордо восседает павлин. Введенный в композицию, он вносит элемент экзотики в жизнь птичьего двора, каких было много на фермах во Франции.
Жанр, получивший название «Птичьи дворы», возник в Голландии в XVII столетии как разновидность натюрморта в творчестве Мельхиора де Хондекутора (1636 – 1695), и вскоре стал очень популярным. Предметом изображения были птицы, как домашние, так и экзотические, населявшие птичьи дворы на крестьянских фермах и в имениях богатых бюргеров. Художников, как и зрителей, привлекала красота оперения птиц, их повадки, поведение. В XVIII – XIX веках изображение «Птичьих дворов» стало рассматриваться как один из видов анималистического жанра. К. М. Гийемене был одним из немногих художников во Франции в середине XIX века, который работал в этом жанре. О самом художнике мало известно: он родился и умер в Париже. Судя по его произведениям, он получил профессиональное образование, его картины мастерски исполнены.
Композиция картины «Птичий двор» развивается по вертикали. Рассыпанные по маленькому уголку двора птицы, тем не менее, композиционно объединены поворотами друг к другу и вокруг блюда с водой. Картина выдержана в коричневато-золотистой гамме с включением белых, чёрных, темно-зеленых, красных пятен в оперении птиц. Эти красочные акценты оживляют общий колорит картины. Мягкий тёплый свет заливает её центральную часть. Художник тщательно изображает не только птиц, их повадки, характерность движений, красоту оперения, но и предметы, наполняющие двор: кадку, вилы, сложенные в углу жерди. Изображая этот скромный уголок птичьего двора и его обитателей, К. М. Гийемине раскрывает для зрителя живописную красоту в обыденном.
Выставка продлится до 10 февраля.
- Спектаклем Юрия Бутусова «Отелло» в «Сатириконе» открылся новый сезон
- Учимся рисовать птиц
- Итальянский режиссёр Дарио Ардженто отметил юбилей
- ФЕСТИВАЛЬ «ТВОРИТЬ ЛЕГКО»