Выставка одной картины «Сергей Максимилианович Штейнберг «Ленинград. Мойка» читать ~4 мин.
с 13 Августа
по 13 СентябряКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
С 13 августа в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103) начнёт работу очередная выставка одной картины «Сергей Максимилианович Штейнберг «Ленинград. Мойка», посвященная 80-летию со дня рождения поэта Иосифа Александровича Бродского.
«Ленинград формирует твою жизнь, твое сознание в той степени, в какой визуальные аспекты жизни могут иметь на нас влияние <…> Это огромный культурный конгломерат, но без безвкусицы, без мешанины. Удивительное чувство пропорции, классические фасады дышат покоем. И все это влияет на тебя, заставляет и тебя стремиться к порядку в жизни, хотя ты и сознаешь, что обречен. Такое благородное отношение к хаосу, выливающееся либо в стоицизм, либо в снобизм».
И. А. Бродский
Иосиф Бродский прожил в Ленинграде 32 года. Этот город сформировал его эстетические взгляды, здесь он родился, вырос, здесь осознал себя как личность и как поэт. В 1995 году И. Бродскому было присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга.
При упоминании имени знаменитого поэта невольно всплывают в голове образы питерских улиц с их наполненностью мифическими образами, с их тесной связью с русской литературой. Известно, что одним из любимых мест Иосифа Александровича была Венеция (И. А. Бродский похоронен в Венеции), и как знать, может быть, эта любовь была связана с тоской по родному городу. 80-летию со дня рождения поэта посвящается выставка одного произведения художника Сергея Максимилиановича Штейнберга (1911-1960) «Ленинград. Мойка» (1952). Это один из листов целой серии пейзажей, изображающих «северную Венецию», и примечательно, что эти произведения отражают образы Ленинграда того времени, когда там жил Иосиф Бродский.
В литографии чувствуется крепкая рука художника-графика, при этом он не перегружает работу деталями, сохраняя лёгкость рисунка и создавая трепетные переходы серо-охристых тонов. Возможно, зритель не сразу узнает изображенное место, ведь автор не вносит конкретики названием, однако, прогуливаясь по набережной реки Мойки, мы вскоре обнаружим, что на данной литографии – вид на Синий мост и, вероятнее всего, Штейнберг рисовал его, стоя на Фонарном мосту. Оттуда прекрасно виден и небольшой изгиб реки, и сразу же узнаются силуэты домов правого и левого берегов. Не исключено и то, что художник делал подготовительный рисунок с нескольких ракурсов для создания более цельного образа, отсюда создаётся впечатление, будто он немного «подвигает» Мариинский дворец чуть ближе к мосту, а река Мойка становится несколько шире, чем она есть на самом деле. Слева на втором плане за ветвями деревьев «прячется» здание института растениеводства имени Н. И. Вавилова, на третьем плане мы замечаем силуэты заснеженных крыш и виднеющийся вдали купол Казанского собора. Если мы пройдем немного вперед и заглянем налево за угол дома, то увидим конный памятник Николаю II, а за ним прекрасный вид на Исаакиевский собор.
А теперь давайте представим, что наш путь лежит в противоположенную сторону от того сюжета, что изображен на литографии. Пройдя по набережной реки Мойки от Фонарного моста до моста Поцелуев, мы окажемся на улице Глинки. Свернув налево и дойдя до пересечения с проспектом Римского-Корсакова, справа увидим дом номер 15, в котором жила и живет до сих пор художник-иллюстратор Марианна Басманова – более известная, как М. Б. Эти инициалы Иосиф Бродский поставил перед несколькими десятками стихотворений. Она была первой возлюбленной знаменитого поэта. В 1967 году у них родился сын, но уже в 1968 году они расстались. Однако Бродский продолжал посвящать ей стихи, и они вели переписку. С именем поэта связано ещё много примечательных мест Санкт-Петербурга. Среди них дом Мурузи на Литейном проспекте, 24, где Иосиф Александрович жил с 1955 по 1972 год. Во Дворце культуры имени М. Горького он впервые участвовал в «турнире поэтов», где прочитанное им стихотворение «Еврейское кладбище» стало причиной скандала. На улице Восстания, 38, в Дзержинском районном суде в 1964 году слушалось дело по обвинению Бродского в тунеядстве, и в итоге его приговорили к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности, из которых он отбыл лишь полтора, благодаря тому, что за него вступились очень многие писатели и деятели культуры. В 1972 году Бродский покинул СССР. Когда уже в 90-е годы его приглашали посетить Россию, он отзывался о своём возвращении на Родину следующими словами: «Лучшая моя часть уже там – мои стихи».
«И для меня Питер — это и дворцы, и каналы. Но, конечно, мое детство предрасположило меня к острому восприятию индустриального пейзажа. Я помню ощущение этого огромного пространства, открытого, заполненного какими-то не очень значительными, но все же торчащими сооружениями…» «Вот эта помесь индустриальности и культуры мне кажется довольно замечательной – завод Марти, Пряжка, набережная Красного флота…».
И. А. Бродский
Выставка продлится до 13 сентября.
- Под Архангельском откроется музей имени Бродского
- Калуга. Фотовыставка: «Сердце Северной Фиваиды» архиепископа Максимилиана
- Фотовыставки Архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана «Покровское - родовое имение Брянчаниновы»