Выставка одной картины « Василий Матэ (1856-1917). Портрет И.Е. Репина. к. XIX – н. ХХ вв.» читать ~3 мин.
с 21 Марта
по 21 АпреляКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 21 марта в Калужском музее изобразительных искусств (уд. Ленина, 104) начнёт работу выставка одной картины « Василий Матэ (1856-1917). Портрет И.Е. Репина. к. XIX – н. ХХ вв. »
Выставка работы «Портрет И. Е. Репина», созданной В. Матэ, приурочена к 175-летию со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина.
Василий Васильевич Матэ (1856-1917) — известный график к. XIX- н. ХХ вв., ксилограф и офортист, профессор граверной мастерской Академии художеств, автор многочисленных портретов деятелей русской истории и культуры.
В. Матэ по происхождению был немцем и родился в Восточной Пруссии, в семье инженера. После переезда в Петербург, в 1870 г. поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников, где учился у гравера по дереву Л. Серякова. В 1875 г. поступил в гравюрный класс Академии художеств, а в 1880 г. отправился в качестве пенсионера во Францию, где брал уроки у А. Паннемакера. В 1889 г. за высокохудожественные работы Академией художеств избран академиком.
В. Матэ — признанный мастер факсимильной репродукционной гравюры (воспроизводящей оригинальные картины и рисунки художников), выделялся силой дарования и новаторством технических приемов. Врожденное трудолюбие, удивительная выносливость, блистательная техника, природный талант принесли ему раннее признание. В. Матэ сыграл огромную роль в становлении русской гравюры как самостоятельного вида искусства.
Количественное наследие мастера значительно: порядка 500 ксилографий, 300 офортов, множество рисунков. В. Матэ создал более 200 портретов известных художников, писателей и общественных деятелей того времени – целую галерею «лучших сынов своего Отечества». Офорты В. Матэ украшали почти собрания сочинений русских писателей, книги по истории и искусству.
Не менее важной является преподавательская деятельность В. Матэ, который воспитал целую плеяду известных художников-граверов: А. Остроумову-Лебедеву, В. Фалилеева, П. Шиллинговского и др. Разным гравировальным техникам он обучал И. Репина, В. Серова, И. Левитана, Б. Кустодиева и др.
Близкое и тесное сотрудничество, взаимное творческое обогащение и дружба связывали И. Репина и В. Матэ. Мастер создал большое количество гравюр на картины художника: «Не ждали», портреты П. Третьякова и М. Горького, эскизы к «Запорожцем» и др.
Калужский офорт раскрывает перед нами облик И. Репина, увиденный его соратником и современником. Выбранная композиция вполне традиционна для портретов В. Матэ: подгрудное изображение с повернутой в сторону головой модели. Цепкий взгляд автора и его высокое техническое мастерство позволяют передать мельчайшие подробности внешности изображаемого (удлиненную форму носа, морщинки возле внешних уголков глаз, высокий лоб и т. д. ). Умелой градацией штриха от легких и тонких, ложащихся четко по форме на лице и шеи, до основательных и нарочитонебрежных в одежде и фоне, В. Матэ уверенно расставляет акценты главного и второстепенного в образе модели, добиваясь внутреннего психологизма образа и динамики. Точное и взвешенное применение светотеневой моделировки позволяет мастеру показать пышность прически и фактуру бороды и усов, белизну рубашки И. Репина, дополняя облик художника важными натуралистическими подробностями. В представленном офорте высокохудожественно воплощены жизненность и общий внутренний настрой портретируемого.
Творчество В. Матэ в культурном наследии прошлого, бесспорно, занимает одно из почётных и значимых мест, а его личность и заветы по-прежнему остаются эталоном истинного художника-графика и талантливого педагога.
Выставка продлится до 21 апреля.