«Выставка одной картины», посвященная 125-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского читать ~5 мин.
C 1 июня, в основной экспозиции КМИИ (Ленина, 104) начала работу «Выставка одной картины», посвященная 125-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского (1892 – 1968) В. Г. Шатуновская (1922 – 1990). Портрет К. Г. Паустовского. Дерево. 72х69х66.
В 2010 году по приказу Министерства культуры Российской Федерации из запасников РОСИЗО в Калужский музей изобразительных искусств была передана работа московского скульптора Валентины Шатуновской «Портрет К. Г. Паустовского». Это оригинальное произведение попало в музей не случайно: классик русской литературы, певец природы, страстный путешественник в последние годы своей жизни был тесно связан с Калужским краем. В 1955 году «Доктор Пауст», как звали его друзья, приобрёл в Тарусе половину дома, расположенного на берегу живописной реки. В маленьком домике с благоухающим садом он прожил 13 лет, вплоть до своей смерти в 1968 году. Похоронен К. Г. Паустовский в Тарусе, на городском кладбище.
Константин Георгиевич Паустовский приехал в Тарусу известным, преуспевающим писателем. Его книги выходили огромными тиражами, переводились на многие языки мира. В Тарусе начался новый плодотворный этап в творчестве Паустовского. Здесь им были написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» из автобиографического романа «Повесть о жизни», главы из популярной книги «Золотая роза», рассказы «Уснувший мальчик», «Лавровый венок», «Ильинский омут». Здесь родился замысел «Тарусских страниц», альманаха, ставшего самым знаменитым изданием в Советском Союзе. Гостеприимный дом на Пролетарской улице со временем стал местом паломничества. К Паустовскому приезжали молодые писатели и студенты Литературного института: Юрий Казаков, Юрий Трифонов, Булат Окуджава, Наум Коржавин, Владимир Тендряков, Владимир Солоухин, Юрий Бондарев. Ехали поклониться любимому автору и многочисленные читатели, которым очень импонировал его романтический герой с юношеской душой.
В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что любил больше всего, к чему тянулся всей душой: неброскую, милую сердцу красоту среднерусской природы. «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара…Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску», – писал Константин Георгиевич. О Тарусе он отзывался восторженно, как о настоящем природном заповеднике, «отечественном Барбизоне»: «Места вокруг Тарусы поистине прелестны, они погружены в чистейший легкий воздух… Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой».
Благодарные жители Тарусы бережно хранят память о Константине Георгиевиче. Он «Почетный гражданин города Тарусы», его имя отлито на главном колоколе Петро-Павловского собора, дом писателя, сохранившийся в первозданном виде, превращен в музей. Каждый год 31 мая, в день рождения Паустовского, в Тарусе проводится праздник, на который со всей России и из-за рубежа приезжает немало гостей.
Обратившись к созданию образа К. Г. Паустовского, Валентина Шатуновская выбрала свой, точно выверенный подход к модели. Автор создала сложную композицию, включающую погрудный портрет писателя и природную среду. При этом Шатуновская выполнила всю работу из целого куска ствола дерева. Она намеренно оставила тыльную часть скульптуры необработанной, покрытой шероховатой корой, чтобы таким образом подчеркнуть органическую связь фигуры писателя с окружающим миром природы. Из нескладного косного массива дерева под инструментом скульптора родился образ исключительной силы.
Паустовский запечатлен в момент мгновенного всплеска эмоции, вдохновения. Высокий открытый лоб, внимательный взгляд из-под нависших бровей, добрые морщинки у глаз, резкие складки по краям улыбчивого рта. Запоминающееся, едва ли не живописное лицо, в котором, по словам самого писателя, смешалось несколько кровей. Шатуновская внимательна к портретному сходству и в то же время романтизирует своего героя. Главное – остановить мгновение, показать черты портретируемого через, казалось бы, незаметное движение души. Характеризуют образ Паустовского гармоничность внутреннего мира, интеллектуальное начало, цельность натуры. Теплый тон неокрашенного дерева, подвергнутого тонкой обработке, вносит ощущение мягкости его душевного строя.
В портрете основную эмоциональную и смысловую нагрузку берет на себя не только лицо модели, его индивидуальность, но и постановка фигуры, выразительный жест. Фигура писателя, смещенная от центральной вертикальной оси, нарушает статичность, «оживляет» скульптуру, заставляет «работать» контур. Сочетание круглой пластики и фона рождают светотеневые контрасты, выводя на первый план объёмно-живописное начало. Поражает уровень мастерства, с которым проработаны сложные детали, выявлен силуэт, раскрыты возможности материала.
Глядя на портрет К. Г. Паустовского, созданный Шатуновской, вспоминаются мудрые строки из завещания писателя, обращенные к нам, нынешним гражданам великой страны: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, и с нас за это спросится».
Валентина Георгиевна Шатуновская (1922-1990) – автор монументальных и станковых композиций, выполненных в бронзе, дереве и камне. Она окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Училась у Ф. Я. Мишукова, Р. Р. Йодко, Н. В. Томского. Многие профессиональные секреты узнала от своего супруга – уроженца Калуги, Заслуженного художника России, скульптора Анатолия Посядо (1908 – 1987). Художники чаще всего работали в подмосковном Кратово, в своей мастерской, где были созданы замечательные работы. В 2008 году, в Государственном музее А. С. Пушкина, прошла ретроспективная выставка двух больших мастеров, волею судеб соединенных в счастливый семейный и творческий союз.
- «Снег» (12+)
- На открытии выставки «Три», представленной в Пушкино, каждый желающий получил портрет от её участников
- «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» Джона Беньяна, краткое содержание