«Выставка одной картины». К 125-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой читать ~5 мин.
С 10 октября начнёт работу «Выставка одной картины» К 125-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892 – 1941). (ул. Ленина, 104, основная экспозиция)
Марина Ивановна Цветаева, русская поэтесса, прозаик, переводчица, родилась 8 октября (26 сентября) 1892 г. в Москве в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа, основателя Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева. Ее мать, Мария Александровна Мейн, была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Воспитывавшаяся в творческой среде, Марина Ивановна начала писать стихи в раннем детстве на русском, немецком и французском языках. Цветаевы подолгу жили заграницей, а летом 1906 г. отец привез семью в Тарусу. Впоследствии М. Цветаева не раз приезжала к родственникам. Там умерла её мать.
Творческая деятельность М. И. Цветаевой началась в 1909 г., когда она посещала лекции и клубные собрания при издательстве московских символистов «Мусагет». В 1910 г. она напечатала в Товариществе типографии А. И. Мамонтова за свой счёт первый сборник стихов «Вечерний альбом», в который включены в основном её школьные работы. Отклики на её первую книгу таких знаменитых поэтов Серебряного века, как В. Брюсов, М. Волошин и Н. Гумилев, были одобрительными.
В 1911 г. в Коктебеле, в доме М. Волошина, Марина Ивановна познакомилась с Сергеем Эфроном, и вскоре они поженились. В 1912 г. у них родилась дочь Ариадна.
Бурные события 1917 г. изменили жизнь поэтессы. Она восприняла революцию противоречиво, как и значительная часть русской интеллигенции, которая сначала приветствовала падение российского самодержавия, но напуганная кровавыми событиями Гражданской войны, отвернулась от большевиков. С. Я. Эфрон участвовал в белом движении, после разгрома армии Врангеля в Крыму бежал заграницу. А М. И. Цветаева осталась в Москве с двумя дочерьми, почти без средств к существованию. В 1918 – 1920 гг. Цветаева пишет романтические пьесы, поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне». С января 1921 г. Марина Ивановна регулярно посещала литературные вечера Всероссийского союза поэтов и заседания «Никитинских субботников», выступала с чтением своих новых произведений. В начале 1922 г. в Москве вышел сборник «Вёрсты», горячо принятый читателями и критиками.
В 1922 г. Цветаева с дочерью эмигрировали к С. Эфрону в Чехию. В Праге у них родился сын Георгий. Начались её скитания по чужим городам. В лирике тех лет звучит тоска по России, не по той истерзанной, исковерканной, но идеальной стране; мотив сломанных крыльев, безысходность нищеты.
В 1925 г. Цветаева с детьми переехала в Париж. Поэтесса участвовала в издании журнала «Версты», в котором вышли «Поэма горы», драма «Тезей», поэмы «С моря» и «Новогоднее» памяти Рильке. Большинство из созданного М. И. Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 г. в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы «После России». Позднее Цветаева напишет: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…».
В 1930-е гг. в отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась проза, занявшая основное место в её творчестве. В 1937 г. Ариадна уехала в СССР, за ней – С. Эфрон. Собираясь вслед за ними, Марина Ивановна ничего не писала, готовила к отправке свой архив. Но аннексия Судетской области фашистской Германией в 1938 г. вызвала взрыв негодования у Цветаевой. И появились «Стихи к Чехии», в которых она с любовью воспевала прекрасную страну, где некогда нашла приют.
В 1939 г. М. И. Цветаева с сыном уехала в Советский Союз. Их воссоединившаяся семья жила на даче НКВД в Болшеве, под Москвой. Но счастье длилось недолго: сначала была арестована Ариадна, которая отсидела 15 лет в лагерях, позже – муж, который был расстрелян в 1941 г. Находясь в СССР, М. И. Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Война застала её за переводами Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана. 8 августа 1941 г. Цветаева с сыном уехала в эвакуацию в Елабугу. Потерявшая близких, разлученная с немногими друзьями, находясь в состоянии депрессии, она не нашла в себе силы противостоять ударам судьбы и 31 августа покончила жизнь самоубийством.
На выставке представлена скульптура, выполненная московским скульптором Валерием Александровичем Малолетковым. В. А. Малолетков – известный мастер современного декоративного искусства, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор.
Путь В. А. Малолеткова в искусстве начался с работы в молодежной группе по керамике на Экспериментальном творческо-производственном комбинате «Воронцово». Стремление художника открыть новые средства художественной выразительности, освоить различные материалы и техники декора, выявить объёмно-пространственные, пластические, конструктивные и цветовые возможности глины объединяло его творчество с исканиями московских художников В. Космачева, В. Петрова, Л. Сошинской, Т. Ган и С. Мальяна.
Работы В. А. Малолеткова охватывают огромный диапазон тем. Мифологические, религиозные, исторические, литературные и бытовые сюжеты в них воплощены языком полихромной пластики, обогащенной духовным напряжением, символикой и метафорами. Художник воплотил свои идеи в большой серии керамических произведений «Творцы духа». В нее вошли скульптурные композиции, посвященные выдающимся личностям России – А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, С. А. Есенину, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой и В. Татлину. В каждой из работ портретное сходство и психологическое состояние изображенного органично соединяется с пластическими и конструктивными качествами полихромной керамики. В изображении М. И. Цветаевой художник в лаконичной форме передал трагизм положения поэтессы, неприятия её творчества на Родине, её неспособность противостоять ударам судьбы, бороться с тяжкими бытовыми условиями.