Выставка Павла Полянского «Арктика» читать ~3 мин.
с 7 Декабря
по 9 ЯнваряГалерея «Файн Арт» (старый адрес)
ул. Б.Садовая д.3, корп. 10
Москва
Новый проект Павла Полянского представлен двенадцатью работами и посвящен очень модной ныне теме, освещаемой в различных медиа, рекламе, политических шоу и т.д., – Арктике. Средства – холст, акрил, инструмент – кисть, ведомая рукой художника, результат – произведение в художественном контексте – картина. На холстах Полянского приглушенный белый цвет арктических снежных просторов поглощается мягким, тонко нюансированным серым цветом летнего воздуха Заполярья. Однако пейзаж не пустынен. Напротив, он густо заполнен летающей и колесной техникой, небо рассекают вышки и прочие технические сооружения, на земле суетится рабочий люд. Казалось бы, художник просто повторил мир бессчетных фотографий освоения севера. Но, нет и нет! Центральные фигуры – естественно снующие средь людей белые медведи, в чёрных фраках пингвины и, конечно, любимые персонажи художника – девушки. Они в бикини и заняты невозможным для данных широт делом – попыткой поймать скудные лучи заполярного солнца. Девушки хороши, животные умиляют, особенно пингвины, чистящие территорию от пластиковых стаканчиков. Подобные идиллии вкупе с необычайной визуальной выразительностью, изысканностью и просто красотой ассоциируются с картинами рая, райским блаженством, конечно, не в религиозном смысле, а в эмоционально-чувственном. Однако картины рая Полянского изрядно сдобрены иронией, иначе с чего это художник переместил пингвина с южного полюса на северный? Обратимся к автору:
«Почему Арктика? Это место стало для всех не просто куском земли, ранее несильно освоенным по понятным суровым условиям, а переплетением сфер интересов государств. С таяньем льдов возможны новые торговые пути, добыча природных ресурсов и т. д., а также военно-стратегические противостояния. В мире мы видим много и других мест, где пересекаются эти сферы интересов, но в образном и художественном аспекте более знаковым мне показался этот край с его противоречивыми факторами: абсолютная неприспособленность к жизни человека и необходимость таковой жизни, а то, что там оказалось возможным добывать нефть, о которой мы слышим каждый день, не оставило мне сомнений, что такую идею можно довести до логического завершения – разбить пляжи и курорты в этих местах, что является признаком цивилизации в наше время и, не отходя от трубы, наслаждаться жизнью и потреблением через не могу, невзирая на суровые природные условия, невзирая на абсурдность такой ситуации» Павел Полянский. Художник шутит, но отнюдь не уверен, что его шутка таковой и останется. Действительно, мы имеем много тому примеров, когда художники, поэты, писатели оказывались провидцами, пророками. И вот уже в промзону «Арктика» потянутся волонтеры, зеленые и прочие борцы за экологию с лозунгами, например, «Снегу быть!», «Медведь – друг человека!», «Пингвин, отчего не летаешь?»
Итак, Павел Полянский – живописец, использующий классическую технику, однако смысловое содержание его работ, философия, художественная образность, конечно, обусловлены современностью. Его язык визуализации, стиль абсолютно индивидуальны, а работы самодостаточны, узнаваемы и контекстуально независимы. Согласно теоретику современного искусства Анатолию Осмоловскому, в последние несколько лет ситуация в этой сфере изменилась. Так, если с позиций господствующего постмодернизма «ручное творчество» по сути отвергалось многими нашими критиками, ставка делалась на технологии, то теперь ясно – технологии устаревают с невероятной скоростью, то, что вчера было супер, сегодня – примитив. Не рассматривались и экспозиционная выразительность, качество произведения, важен был лишь его контекст. В теперешней ситуации на первое место выдвигается само произведение искусства, ценность во времени которого зависит от его создателя, вновь ценится именно «ручное производство», не зависящее от технологических обменов. Эту новую ситуацию Осмоловский называет рефлексивным модернизмом, очевидно, Павел Полянский – его реальный представитель. Уместно закончить этот текст словами поэта А. Введенского: «чтобы было всё понятно / надо жить начать обратно».
- Выставка живописи Анастасии Коронской «URBAN»
- Выставка «Пин-ап. Девушки с обложки»
- Выставка «Дальше будет дальше»
- Шестнадцатый благотворительный Венский бал в Москве глазами дебютанта