Выставка произведений Мюда Мечева «Картины из-под дивана». К 90-летию со дня рождения художника читать ~6 мин.
с 11 по 30 Июня
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
В Выставочных залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) состоится выставка произведений одного из крупнейших российских графиков, народного художник РФ, академика Российской академии художеств Мюда Мариевича Мечева (1929-2018) «Картины из-под дивана», посвященной 90-летию со дня рождения мастера. На выставке будут представлены 44 станковые работы художника разных лет, никогда не экспонировавшиеся прежде. Впервые открытие выставки Мюда Мечева в Академии художеств пройдёт без присутствия её автора, ушедшего из жизни 27 сентября 2018 года.
Творчество Мюда Мечева широко известно и любимо ценителями изобразительного искусства, как в России, так и в других странах. Свой след в мировой культуре он оставил как выдающийся мастер книжной графики, работавший над эпическими и монументальными темами. Его творчество отмечено высокими государственными и профессиональными наградами. М. Мечев – Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, почётный иностранный член общества «Калевала» (Финляндия), кавалер ордена Белой Розы первой степени (Финляндия), был награжден Правительством Финляндии большой серебряной медалью и бронзовой медалью Элиаса Леннрота. Работы мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, во многих российских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях США, Ватикана, Финляндии и других стран.
М. Мечев родился в 1929 году в Москве в семье художника К. Пантелеева-Киреева. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Началом творческого пути художника стало участие в 1949 году во Всесоюзном конкурсе на лучшие иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала», он создал более 200 акварелей и рисунков. Вышедшая в свет книга с работами молодого автора принесла ему заслуженный успех, а последующие издания эпоса на русском и финском языках с гравюрами художника – мировую известность. В 2009 году Мюду Мечеву было присвоено звание почётного гражданина Республики Карелия.
Начиная с 1975 года, художник 15 лет своей творческой деятельности посвятил иллюстрированию «Повести временных лет». С 1991 года на протяжении последних десятилетий М. Мечев работал над иллюстрированием четырёх книг Евангелия, создав более 300 рисунков, считая эту тему самой важной в своем творчестве. Этот выдающийся подвижнический труд художника был отмечен золотой медалью Российской академии художеств. В дальнейшем он создал иллюстрации к Деяниям Апостолов, Апостольским посланиям и Апокалипсису.
В 1993 году Его Святейшество Папа Иоанн-Павел II наградил Мюда Мечева серебряной медалью Понтификата за гуманизм и достижения в искусстве.
Каждый книжный том с иллюстрациями Мюда Мечева – самостоятельное произведение искусства, в котором сочетаются художественный талант, высокая техника и передача духовности источников. Книжной графике была посвящена вся его жизнь. Но станковые работы художника — это совершенно особая страница его жизни. Несмотря на то, что создание графических циклов иллюстраций занимало почти всё его время, непостижимым образом он находил возможности и для работы над станковыми произведениями.
Представленные на выставке станковые произведения, начиная с северных работ конца 50-х годов XX века, выполненных в аскетическом сдержанном стиле, и заканчивая натюрмортами, созданными в последние годы жизни художника, в которых лёгкость его письма достигает импрессионистической виртуозности, говорят о М. Мечеве как продолжателе лучших традиций отечественного искусства. Они демонстрируют высочайший профессионализм, позволявший художнику работать в широчайшем диапазоне тем, графических техник и приемов, в совершенстве владея акварелью, гуашью, пастелью, смешанной техникой, карандашом, углем и др.
Мюд Мечев считал свою профессию лучшей и самой счастливой, поскольку художник, как ребёнок, всегда удивляется и восхищается миром, сохраняя способность видеть его чудеса. Это восприятие и отношение к жизни легли в основу всех его станковых работ.
Художественное мастерство Мюда Мечева завораживает. Направлением мазка он мог передать гул печной тяги («Хорошая тяга»), оттенком серого цвета – зябкий мороз зимнего Петербурга («Застывшая Фонтанка»), линией рисунка – комический характер персонажей («Три петербургские вороны»). Однако критерием высокого искусства сам художник считал не столько мастерство, которое ценил в других и постоянно совершенствовал сам, сколько приверженность большой теме. Он часто говорил о том, что именно «большая» тема позволяет всецело сосредоточиться на работе, и тогда рукою художника словно водит сам Всевышний…
В экспозиции юбилейной выставки в Академии художеств нашли своё место все любимые темы Мюда Мечева. Это северные пейзажи, завораживавшие его своей эпичностью. Это Бараний Берег – усадьба художника в Карелии под Петрозаводском- место, собравшее воедино всё, что наполняло смыслом его жизнь и творчество, место, которое он писал множество раз: сам берег Онежского озера, избушку, мастерскую, лес, цветы, птиц, вещи, одухотворяющие быт. Ещё одна тема – тема городской архитектуры, привлекавшей художника неповторимым совершенством творческой и инженерной мысли. Венеция, Рим, Париж, Хельсинки, Вена, Лондон, Амстредам, Петербург, Москва, города России… Многочисленные путешествия позволили художнику увидеть знаменитые архитектурные ансамбли, сооружения, прочувствовать архитектурные стили, эпохи. Он ощущал архитектуру как застывшую музыку и писал её словно музыкальные темы — легко и звучно.
Натюрморты – это ещё одна «большая тема», в которой воплотился тот самый живой и восхищённый взгляд ребёнка, видящий за малым великое. Все картины Мюда Мечева наполнены преклонением перед красотой мира, и в этом заключался особый дар художника — видеть красоту и совершенство во всех её проявлениях и создавать маленькие истории в коротких, лаконичных сюжетах, завораживающих воображение.
Если истории ранних произведений, собранных на выставке, повествовательны и наполнены монументальными образами, то в более поздних взгляд художника привлекают детали, неожиданные ракурсы, мгновения, наполненные теплотой и интимностью. На выставке, например, показаны сразу четыре картины с изображением печи — «Осенняя топка», «Хорошая тяга», «Отражение свежепобелённой печки», «В мастерской на Бараньем Берегу», в которых образ печи становится символом теплоты и к теме восхищения добавляется тема благодарности миру за то, что даёт он нам в самых простых мгновениях.
Талант сопровождал мастера во всех областях творчества. Он посвящал своё время и литературе. Из больших законченных работ были опубликованы роман «Портрет героя» и «Заонежская повесть». В семейных архивах сохранились записные книжки, наброски рукописей, многолетняя переписка. Он всегда сам придумывал названия своих картин, и это было завершающим аккордом работы.
В конце жизни Мюд Мечев писал цветы. «Остатки рая на земле» стали для него квинтэссенцией творческой и жизненной мудрости, заключённой в удивлении, восхищении, красоте и благодарности, завершающей главой «большой темы» жизни.
«Какая прекрасная жизнь этого мира… », говорил художник. Его друзья, близкие не забудут его голос, рассказы, мысли об искусстве, воспоминания, шутки… Сегодня этим голосом звучат произведения на выставке «Картины из-под дивана». Внимательно прислушавшись, мы, возможно, услышим его вновь.
Текст подготовлен на основе статьи О. Белозерской «Прекрасная жизнь этого мира».
- «Охота к перемене мест» от московского художника Мюда Мечева в Тольяттинском художественном музее
- К 90-летию со дня рождения Мюда Мечева (1929-2018)