Выставка произведений Петра Козорезенко читать ~3 мин.
с 27 Ноября
по 15 ДекабряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений академика Российской академии художеств, народного художника Российской Федерации, доктора искусствоведения Петра Петровича Козорезенко, приуроченная к 45-летию творческой деятельности художника. В экспозиции представлено более двухсот живописных и графических произведений.
Петр Козорезенко окончил художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Художник ведет активную творческую, общественную и педагогическую деятельность. С 1996 года является профессором кафедры «Искусство графики» в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. По его инициативе и непосредственном руководстве на базе института была создана Академия искусств «Строгановские традиции». Козорезенко также проводит благотворительные мастер-классы для учащихся школ по академическому рисунку, живописи, композиции, пластической анатомии и истории и теории изобразительного искусства.
По мнению исследователей, творчество П. Козорезенко наследует традиции русского реалистического искусства. Он пишет с натуры, создаёт этюды и эскизы к картинам, его произведения отличаются стремлением к психологической разработке характеров, мастерством в передаче красоты реального мира. Произведения художника признаны в профессиональной среде и отмечены многими наградами и премиями. Работы Козорезенко находятся в музеях и картинных галереях России, стран СНГ и в частных собраниях в России и за рубежом (Франция, Великобритания, Япония, США, Италия, Германия, Дания, Австралия, Австрия, Индия, Испания, Люксембург).
Специалисты отмечают, что центральное место в творчестве Петра Козорезенко занимает станковая живопись. Он мастер сюжетно-тематической картины. Нередко его работы образуют циклы или серии на ту или иную важную для автора тему. Одна из них – русская деревня. В сериях «Село Кучеровка», «Деревня Бор» передана глубокая любовь художника к родной земле. Это же характерно для сельских пейзажей автора. В них, например из серий «Академическая дача» или «Село Угры», ясно прослеживается линия русского классического пейзажа, и в то же время видна яркая индивидуальность мастера.
Городская тема также привлекает Козорезенко, ей посвящены живописные и графические работы автора. Каждый из городов, словно всесторонне исследуется художником, мысленно обживается им, а потому становится своим, родным, любимым. П. Козорезенко передает старину и новостройки, разнообразные жанровые сюжеты чередуются с панорамами улиц и характерными архитектурными достопримечательностями. Таковы серии, посвящённые городам Кашину, Костроме, Севастополю, Львову, Владивостоку, и, конечно, Москве.
Большое значение П. П. Козорезенко придает своим картинам на историческую тему. В них выразилось стремление художника показать корни русского национального характера, его патриотические убеждения и осознание истории как фундамента современной жизни. Они повествуют о борьбе за православную веру, об освоении новых земель, о силе духа людей того времени. Таковы живописные триптихи «За веру», «Противостояние». Также работы автора на историческую тему, как «Заседание первого Конституционного суда Российской Федерации», напоминают групповые портреты. Это даёт возможность особенно внимательно всмотреться в лица людей, сделать акцент на их психологических состояниях и особенностях характеров.
В портретах Козорезенко перед зрителем предстают мужественные, много пережившие, наделенные внутренней силой люди. В них сказывается стремление постичь сложные характеры людей разных национальных культур.
Значительное место в творчестве Козорезенко занимает книжная иллюстрация. Почти все его работы в этой области созданы на рубеже 1970-1980-х годов. В них художник с блистательным мастерством передаёт композицию и эмоциональную атмосферу: это иллюстрации к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» и к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок», которые искусствоведы называют лучшими работами художника в данном жанре, романам И. А. Бунина «Деревня», Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и многим другим.
Петр Петрович Козорезенко занимает собственную нишу в российском искусстве рубежа ХХ-ХХI вв. Серьезное мировоззренческое отношение к избираемым им темам, осознание сопричастности к тому, что было, что породило нас, даёт ему возможность убедить в подлинности воссоздаваемых на картине событий, обратить мысли к нашим истокам.
Текст составлен на основе статьи доктора искусствоведения, академика Российской академии художеств В. В. Ванслова