Выставка «Рождение поэта» читать ~4 мин.
с 24 Марта
по 15 ИюняКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
24 марта в 15.00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103) стартует выставочный проект «Марина Цветаева. Поэзия и проза жизни» к 130-летнему юбилею со дня рождения М. И. Цветаевой. Проект является совместным с Калужской областной научной библиотекой имени В. Г. Белинского. Открывает проект выставка «Рождение поэта».
Выставочный проект – дань памяти прекрасному поэту, возможность окунуться в высокую поэзию и облечь её образы в зримые формы, объединить поэзию и живопись в целостное восприятие.
Четыре камерные выставки объединят фондовые работы музея, интересные книжные издания и произведения современных мастеров. Название проекта выбрано неслучайно. Жизнь для Цветаевой была неразрывно связана с её творчеством. Судьба этой удивительной женщины была наполнена как высокой поэзией, так и прозаическими тяжёлыми буднями, трагическими событиями. Поэзия и проза Марины Ивановны – это удивительное повествование о ней самой, её видение мира, людей и событий. Через призму её восприятия и мы, современники, погружаемся в эпоху, мир поэта, рамки которого расширяются до общечеловеческих чувств и переживаний.
Выставка «Рождение поэта» – погружение в атмосферу детства и юности поэтессы. Акварельный городской пейзаж Москвы в исполнении Платона Апполоновича Нисевина переносит нас на территорию Кремля, где часто бывали сестры Цветаевы ещё детьми. Лёгкость и полупрозрачность акварели создаёт впечатление некой невесомой дымки, окутывающей детские воспоминания. Осень в Кузьминках Ильи Алексеевича Соколова, напротив, наполняет мир яркими звучными красками, как бы заявляя миру о рождении поэта. Ему вторит натюрморт из букета рябины Марии Николаевны Орловой-Мочаловой. Буйство красок врывается и в мир поэзии с рождением Марины Цветаевой.
Виды Тарусы представлены живописными работами Василия Поленова “Таруса” Виктора Красильникова “Улица Ленина в г. Таруса”, Виталия Миронова “Храм Петра и Павла”. Работы отличаются и временем исполнения, и манерой, и композиционным построением, но объединены любовью к этому удивительному живописному месту. Эта любовь помогает нам увидеть «цветаевскую» Тарусу с её панорамным видом и узкими деревенскими улочками, старинными храмами, уловить поэтический настрой её пейзажей.
Медальон с изображением Марины Цветаевой в саду возле дачного домика в Тарусе в исполнении скульптора Владимира Чупруна и цветная автолитография Анатолия Давыдова помогают воссоздать зримый образ юной Марины, мечтательной и мятущейся.
8 октября (26 сентября) 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета и талантливой пианистки родилась Марина Ивановна Цветаева. Отец будущей поэтессы, Иван Владимирович, преподавал филологию и искусствоведение, возглавив вскоре после рождения Марины Румянцевский музей и основав Музей изящных искусств. Мать Мария Александровна имела несомненный талант пианистки, к сожалению, раскрыть его в полной мере не удалось, так как она рано, в 1906 году, умерла. Детство Марины Цветаевой прошло между семейной дачей в Тарусе и Москвой. Летом большая часть времени проводилась на даче, в остальное время года семья жила в Москве. Цветаеву можно назвать одарённым ребёнком – читать будущая поэтесса начала в 4 года, первые стихи вышли из-под пера в 7 лет, причём, писала не только на русском, но и на французском и немецком языках. В возрасте 8-9 лет будущая поэтесса посещала занятия в гимназии М. Т. Брюхоненко. Заметны были и её музыкальные способности, но заниматься музыкой Цветаевой не нравилось, поэтому развития они не получили. В 1902 году Марину отправляют на учёбу в Европу, где она изучает науки и языки в пансионах Италии, Швейцарии и Германии до 1905 года. В Сорбонне в 1909 году слушала курс французской литературы. Это важный этап её жизни, ведь биография Марины Цветаевой чётко показывает – в это время менялось мировоззрение поэтессы, что сделало её одиночкой по жизни со своим бескомпромиссным мнением и собственным взглядом на людей и события. После смерти матери заботы о детях легли на плечи отца. Он был занят на службе и не мог посвящать им все своё время. Возможно, поэтому, сестры Цветаевы выросли не по годам самостоятельными.
В 18 лет Цветаева издаёт первый сборник «Вечерний альбом», в который включены 111 стихов поэтессы. Сборник был выпущен на личные средства и нашёл множество положительных отзывов в литературной среде России того времени. В него включены ранние, по большей части, ещё сырые и наивные стихотворения. Валерий Брюсов назвал этот сборник «личным дневником», зато Максимилиан Волошин стихи похвалил, отметив, что Цветаева «умеет передавать оттенки». Похвалил сборник и Николай Гумилёв. Сама Цветаева позже писала, что «Первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия». Второй сборник был издан в 1912 году под названием «Волшебный фонарь». Эти сборники сформировали стиль Цветаевой, в них она научилась передавать мысли читателям в удобной для них и доступной для себя форме.
Выставка «Рождение поэта» продлится до 15 июня.