Выставка «Столпы русского авангарда. Три точки зрения. Николай Ватагин. Георгий Литичевский. Вячеслав Колейчук» 16+ читать ~2 мин.
с 10 Июня
по 8 АвгустаПермская государственная художественная галерея
Комсомольский проспект, 4
Пермь
С 10 июня по 8 августа 2021 года в рамках Международного Дягилевского фестиваля в Пермской художественной галерее пройдёт выставка «Столпы русского авангарда. Три точки зрения. Николай Ватагин. Георгий Литичевский. Вячеслав Колейчук». Это совместный проект Пермской художественной галереи, Международного Дягилевского фестиваля и Московской галереи «ГРОСарт».
«Столпы русского авангарда» — это знаковые фигуры новаторов отечественного искусства начала ХХ века: Малевич, Кандинский, Татлин, Ларионов, Кончаловский, Машков, Степанова и др., называвшие себя футуристами. «Три точки зрения» — взгляд на авангардистов-футуристов мастерами из наших дней и недавнего прошлого: Николаем Ватагиным, Георгием Литичевским и Вячеславом Колейчуком. Взгляд, призванный «оживить» ключевых участников авангардного процесса, показать их облики в относительной полноте индивидуальных профилей, чтобы в результате отчетливее и глубже ощутить уникальную энергетику их художественных открытий.
Первый из действующих лиц новой «мистерии» — «пристрастившийся к скульптуре живописец» потомственный художник Николай Ватагин. Созданные им пятнадцать деревянных раскрашенных маслом полуметровых фигур творцов авангарда поначалу передают большее или меньшее сходство с их прижизненными фотографиями и описаниями современников. Но при ближайшем рассмотрении выражают образное псевдолубочное восприятие автором своих моделей. Оно нацелено на выявление основополагающего стержня их личностей и характеров. Этот «веселый розыгрыш по поводу русских художников» оборачивается убедительным, «серьёзным» и даже драматичным «пантеоном» столпов авангардного искусства.

«Носитель» второй точки зрения — приверженец актуальных художественных практик Георгий Литичевский — привычным для него монохромным графическим способом создает на двадцати двух листах оригинальную комиксную историю. В ней разворачивается остроумная, динамичная, снабженная искрометными комментариями и репликами лента событий, посвященных основным вехам становления, развития и даже «канонизации» русского авангарда.

Автор третьей точки зрения — классик отечественного кинетического искусства Вячеслав Колейчук, активно развивавший пластические идеи Малевича, Родченко и Татлина. Он удачно претворял парадоксальный синтез пиететно-серьёзного и травестийно-игрового начала в рамках собственного авангардного «перевоплощения». Придуманный им «Тотальный театр» охватывает, по сути, всё искусство кинетиста с его «мебиусами», «невозможными объектами», «стоящими нитями», «парящими вилками, ложками» и прочими алогизмами.

Сведенные впервые в пространстве единого проекта «три точки зрения» на площадке Пермской художественной галереи призваны визуально подчеркнуть неожиданные формы продуктивного диалога между историей и современностью, между ироничной «мифологизацией» ключевых фигур русского авангарда и «монументальной» трансформацией их идей, между субъективным миром личных художественных пристрастий и объективной непреложностью законов искусства, которые подлежат непрестанному испытанию и подтверждению временем в разных формах, в том числе и в игре.
- Пастели Петра Дика. Избранное
- Сессии московских художников «Диалог с Леонардо»
- «Космическое Беляево»: Выставка 1. «Космизм Леонида Тишкова» (6+)