Выставка Тимофея Смирнова «Абонент снова в сети» читать ~3 мин.
с 16 Октября
по 21 НоябряГалерея Файн Арт
4-ый Сыромятнический переулок, д.1/8С9, Центр современного искусства ВИНЗАВОД
Москва
Проект включает 20 работ, написанных карандашом на бумаге или холсте иногда с включением акриловых красок. Это, главным образом, смартфоны, отличающиеся между собой обоями. Что наша жизнь? – Смартфон! Лицо современного человека часами, минутами, годами обращено к экрану телефона. Вместе с этим и сам смартфон наблюдает за своим обладателем («Глаза дома»), быстро распознает его интересы, его основные маршруты передвижения и даже становится собеседником с голосом, например, Алисы. Тимофей Смирнов построил свой проект как диалог человека и его смартфона.
«У меня зазвонил телефон, кто говорит?» Слон? (К. Чуковский). Такой вопрос человек задает впервые звонившему, в остальном вместе со звонком смартфон услужливо отображает на экране имя абонента. Смартфон изгнал из нашей жизни телефонные книжки – как карманные, так и толстые справочники. Старые семейные альбомы переместились на антресоли, их вытеснили альбомы в смартфоне, который одновременно и фотоаппарат. Ностальгируя, человек обращается к фото прошедшего времени в своем телефоне, как это весьма поэтически художник Тимофей Смирнов показал в работах «Пиджак отца», «Дождь без кошек и собак».
«Женский голос в телефоне, — Сколько сладостных гармоний В этом голосе без тела!» (Н. Гумилев). Голос не обязателен, наши пальцы бегают по сенсорному экрану, рассылая СМС-ки абонентам. Например, как это изобразил Тимофей Смирнов в работах «Переписка со звездой», «Мечты рукомойника», «СМС – стихия». Т. Смирнов: «Любовь живет в СМС-ках, а страстные фото лишь будируют эмоции, которые стало гораздо проще выражать не стихами и песнями, а в «эмотиконах» и «смайликах». Популярность выражается в «лайках», а смартфон их собирает и расставляет (Работа «Лайк»). «Просыпаюсь по телефону, бреюсь, чищу зубы, харкаю, умываюсь, …» (И. Бродский). Смартфон почти повсеместно заменил человеку часы, помогая справляться со временем, что удобно. Однако одновременно он пожирает время безвозвратно – работы «Кран-экран», «Куранты». Мы крутимся по жизни вместе со временем («Волчок»), однако всегда отстаем от него, ибо каждый момент нашей жизни – это уже вчера во времени.
Третий глаз, который так упорно ищут различные эзотерики, существует. Это объектив смартфона! Путешествуя, посещая выставки и музеи, мы в сущности смотрим на мир через этот «третий глаз» и, не надеясь на свою память, выбираем объекты на экране смартфона, а затем отправляем их в фотоальбом нашего аппарата (см., например, «Три ноля», «Московско-Пергамский алтарь»). Смартфон, как шпион, позволяет тайком заглянуть в чужую частную жизнь («Частная жизнь»), удовлетворяя наше любопытство и одновременно сужая личное пространство. О своем состоянии (например, глючит или в режиме энергосбережения) смартфон постоянно сообщает своему пользователю на экране (см. «Мелодия в процентах», «Глюк жив»). Телефон О. Мандельштама: «Плачет телефон в квартире — Две минуты, три, четыре. Замолчал и очень зол: Ах, никто не подошел. — Значит, я совсем не нужен…»?
Ирина Филатова
На выставке планируется презентация книги Тимофея Смирнова «Фотореализм в России. Смотреть и видеть», которая получила грант Российского Научного фонда.