Выставка Тимофея Смирнова «Московская особая» читать ~3 мин.
с 2 по 28 Ноября
Галерея «Файн Арт» (старый адрес)
ул. Б.Садовая д.3, корп. 10
Москва
Настоящая выставка – продолжение проекта «МЕРА ЦЕННОСТИ», начатого Тимофеем Смирновым в 2011 г. Тогда автор, желая помочь человечеству найти привычную меру всего действительно великого, что оно создало в нематериальной сфере – культуре, искусстве, предложил утопические «деньги», такие же абстрактные, как и те, которые, как нам обещают, обеспечены золотым запасом. Художник представляет восемь холстов, почти монохромных, в большинстве – черно-белых, но в каждой картине присутствует желтый цвет – цвет желтого металла, золота.
Центральная работа – «Московская особая», знакомый шрифт на привычной этикетке с изображенным на ней храмом Василия Блаженного, являющимся наряду с Кремлем символом Москвы. Напомним, с 1894 г. и по сей день эта водка производится государственной монополией как российская марка. В эпоху дефицита бутылка водки сама по себе являлась мерой ценности услуг и необходимых товаров. В нашей жизни этот напиток сопутствует бедам и радостям, является атрибутом праздников и горя, самым невкусным и самым чистым продуктом. Художник поместил «Московскую» в чашку и запечатал её множеством крышек. Крышки открываются одна за другой, и жидкость золотом течет по холсту, надежда остается на дне чашки, подобно ящику Пандоры.
Тимофей Смирнов, Московская особая, 2015, акрил, холст, 140х70
В картине «Недреманное око» автор использовал лицо Джорджа Вашингтона с однодолларовой купюры, увеличив его в 1000 раз и снабдив оком юного пастуха Давида (фрагмент работы Микеланджело), победившего Голиафа силой своего разума.
«Золото» – по злотому слитку рядком бегут жучки, паучки, тараканчики и прочие мелкие букашки, выделяется крупная красавица-бабочка. Богатство, обладание золотом и сама жизнь мимолетны, подобно бабочке-однодневке.
Тимофей Смирнов, Золото, 2015, акрил, холст, 140х70
В 2011 г. Тимофей Смирнов, протестуя против оценки произведений искусства в денежном эквиваленте, весьма остроумно придумал свою меру ценности. Единицами меры были предложены 1 Глюк, 1 Бах, 1 окно в евро, 1812 р и др. Купюры представляли собой абстрактные полотна с портретами соответственно Глюка, Баха и т. д. «Если деньги для человечества – земное воплощение красоты, это не означает, что другой красоты не бывает. Я протестую против культа вещи. Картина не эквивалент ценным бумагам. И хоть она и вещь, но не лопата, ею ничего не сделаешь, она для души и ума» – декларировал художник. Следует ли понимать, что за прошедшие годы революционный пыл автора несколько поутих? Мы можем видеть, что на всех представленных полотнах золотой телец сопутствует искусству либо в виде ускользающего лунного света, либо в виде неясных пятен и штрихов или жидких потоков. Однако через художественную образность Тимофей Смирнов подчеркивает, сколь эфемерны и ненадежны как сами деньги, так и золотой запас, их обеспечивающий. И, хотя данный проект не лишен некоторой назидательности, тем не менее работы Тимофея Смирнова как всегда искусны и поэтичны, наполнены смыслом. Ну, а что хотел сказать художник, решать зрителю.
Сам же автор уверен: «эти работы актуальны в сегодняшнем дне потребительской истерии, кухонного революционерства, жажды «крутизны», жизни ради денег. В стране кухарок, лаптей, валенок, с квасным патриотизмом в долларовом эквиваленте. <…> Кого мы слушаем? Зов Тельца? Да. Выставка назидательная и агрессивная в оценке времени. Но именно тема доллара и курса – главная тема года и последних лет! Это все, что всех занимает. А меня – культура и жизнь».