Выставка «Учебный рисунок» читать ~4 мин.
с 16 Октября
по 17 НоябряГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
Выставка «Учебный рисунок» приурочена к 10-летию создания мастерской монументальной живописи народного художника России, академика РАХ, профессора Александра Кировича Быстрова в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. Основу экспозиции составляют рисунки студентов III, IV, V и VI курсов, а также ассистентов-стажёров, проходивших обучение в мастерской. Данные работы представляют различные учебные задания: от двухфигурных и трёхфигурных штудий обнажённой модели, рисунков крупнее натуральной величины и костюмированных портретов, до подготовительных зарисовок к дипломным проектам.
Именно в учебном рисунке, являющемся основой академического художественного образования, в наибольшей степени проявились педагогические установки мастерской А. К. Быстрова. Сложившаяся ещё в Императорской Академии художеств и унаследованная Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, традиция обучения рисунку как универсальной дисциплине, лишённой специализации перестала отвечать требованиям времени. Первым обратился к поиску иных путей известный петербургский художник-монументалист Александр Быстров, на практике доказавший эффективность предложенных им идей своими монументальными произведениями. А. К. Быстров является автором более десятка мозаичных и витражных композиций для станций петербургского метрополитена, росписей возрождённого храма Христа Спасителя в Москве и Знаменского собора в Курске, а также целого ряда панно для частных и общественных зданий Санкт-Петербурга.
Возглавив персональную мастерскую в 2008/2009 учебном году, Александр Быстров определил магистральное направление процесса обучения: «освоение законов монументальности как творческой задачи». Суть данной методики заключается в интеграции профессионально ориентированных задач в структуру дисциплины «Рисунок» без подрыва её академической направленности. Для достижения заявленной цели доцентом кафедры рисунка Анной Ивановной Дендериной был разработан специальный комплекс учебных заданий, успешно встраиваемый в существующую программу по рисунку Института имени И. Е. Репина.
В частности, на выставке представлены рисунки головы и фигуры человека крупнее натуральной величины, в процессе создания которых студенты обучаются работе с крупным форматом. В таких заданиях модель часто изображается на чёрном, тёмном или контрастном фоне. Это необходимо для того, чтобы выявить доминирование силуэта пятна над моделировкой внутреннего объёма.
Для усиления ритмической составляющей в учебные постановки включаются дополнительные предметы антуража (драпировки, натюрморты, гипсовые формы, полиграфические изображения), сюжетно связанные с темой задания. Сложносочинённые, тематические рисунки групп фигур, рисунки в нестандартную геометрическую форму (круг, овал или тимпан), использование низкого горизонта и «барельефного пространства», сохраняющего впечатление плоскостности изобразительной поверхности – всё это приближают учебную штудию к задачам стенописи.
Помимо применения классических графических материалов рисунка (сангины, сепии, соуса, графитного карандаша) в мастерской монументальной живописи А. К. Быстрова проводятся полихромные учебные задания в три, четыре или пять цветов, в том числе темперными красками, ведь именно в этой технике, как правило, художники выполняют картоны – полноразмерные предварительные изображения будущих монументальных произведений.
Существенным навыком для монументалистов является умение изображать фигуру человека в любом положении по представлению, что обеспечивается не копированием увиденного, а свободным конструированием формы на основе научных знаний. О том насколько была достигнута эта цель можно судить по тому, как студенты выполняют композиционные рисунки по воображению, а также подготовительные зарисовки к будущей квалификационной работе – мозаике, росписи, витражу.
Молодые художники сразу после окончания института включаются в активную работу монументалистов, участвуя, а порой и возглавляя крупные проекты, тем самым доказывая важность и своевременность проводимой корректировки привычных образовательных постулатов сообразно тенденциям современного монументального искусства. Данная выставка продиктована желанием поделиться с широкой аудиторией и профессиональным сообществом результатами учебно-творческой деятельности мастерской, а также познакомить ценителей искусства с талантливой молодёжью, вступающей на тернистую стезю художника-монументалиста.
Почувствовать творческую атмосферу мастерской, увидеть молодые одухотворённые лица будущих художников-монументалистов помогают репортажные фотографии Павла Валерьевича Долганова, раскрывающие посетителям выставки процесс создания рисунков и учебных постановок.
Благодаря поддержке ректора Института имени И. Е. Репина, академика РАХ Семёна Ильича Михайловского к юбилейной дате было издано учебно-методическое пособие А. И. Дендериной «Учебный рисунок в мастерской монументальной живописи», которое также представлено на выставке.
Текст составлен на основании статьи А. И. Дендериной
- Василий Шевчук. Живопись и графика
- Курс практической фотографии для подростков: Серийное мышление
- Выставка «Учебный рисунок»
- Выставка Тимофея Смирнова «Атрибуты искусства»
- Новый порядок. Выставка Алексея Чижова. 16+
- «Границы образа: незавершенность и бесконечность». Выставка произведений Валерия Евдокимова