Выставка «ВАРИАЦИИ БЕЛОГО»
с 8 Октября
по 8 НоябряДом-музей Ф. И. Шаляпина
ул. Графтио, 2–Б
Санкт-Петербург
8 октября в 17.00 в творческом пространстве Chaliapin Art Flat Дома-музея Ф.И. Шаляпина откроется выставка «Вариации белого» молодого петербургского фотографа Катерины Кравцовой. Вдохновленная романтическим «белым балетом», художница создает образы чистого танца, лишенного примет места и времени, силы притяжения и чёрных теней.
Воздушные танцы, бессюжетная основа, балерины в белых тюниках, с крылышками за спиной, изображающие фей, лесных духов, сильфид и виллис… Термин «белый балет» (ballet blanc) придумал не кто иной, как Теофиль Готье в XIX веке. Сам жанр сформировался раньше, ещё на заре эпохи романтизма, а до совершенства был доведен позже, во времена Фокина и Баланчина. Ныне «белый балет» – это воплощение чистого танца, балет par excellence, идеальная форма, не обремененная слишком конкретным содержанием. Таким «белый балет» предстает в работах фотографа Катерины Кравцовой.
В серии «Вариации белого» фотохудожник использует технику «светлый ключ» (high key), которая лишает изображение глубоких чёрных теней и создает ощущение, что тональность фотографии состоит только из оттенков серого. Часть фотографий отпечатана вручную, способом бромсеребряной печати. Классический способ печати пленочной фотографии имеет особую эстетику – фотографии будто нарисованы в тонкой карандашной технике.
Катерина Кравцова родом из Бурятии, окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой по специальности «История и теория хореографического искусства», защитила диссертацию «Отечественная балетная фотография XIX–XXI веков». Работала в Русском драматическом театре г. Улан-Удэ, в театре балета Бориса Эйфмана, в настоящее время – штатный фотограф Александринского театра. Публикуется в профессиональных театральных изданиях Москвы и Петербурга («Петербургский театральный журнал», «Театр», «Сцена», «ProТанец»).