Выставка «Великий эксперимент: Советский авангард и социалистический реализм» читать ~2 мин.
с 16 Ноября
по 17 ДекабряКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
16 ноября в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, выставочный зал) состоится открытие выставки «Великий эксперимент: Советский авангард и социалистический реализм» Живопись, графика, скульптура из фондов Калужского музея изобразительных искусств. К 100-летию Октябрьской революции
Захват большевиками и левыми эсерами государственной власти в России – событие, несомненно, трагическое. Но его духовное значение огромно.
Искусство стало одним из орудий грандиозной перестройки государственного строя и общественного сознания. И благодаря этому обрело целый ряд специфических свойств. Возник совершенно новый феномен: революционное советское искусство. Начался великий художественный эксперимент, длившийся на протяжении всей истории советского государства.
Цель выставки «Великий эксперимент» – продемонстрировать сущностные черты этого революционного искусства и наметить пунктирную линию его развития.
Конечно же, соцреализм – это вовсе не реализм, а замечательная разновидность художественного мифотворчества. Ведущие мастера соцреализма создают идеализированные образы вождей советского государства – Ленина, Сталина, Молотова. Они строят идеализированный образ всего Советского Союза. Но идеализируется при этом не внешность тех или иных персонажей, а самый содержательный строй характеристик. За художественными воплощениями культа той или иной личности надо уметь видеть реализацию культа героической личности, культа «нового человека», культа светлого будущего человечества.
Формируется тематическая картина, призванная утверждать основополагающие принципы новой жизни: коллективизм, классовую солидарность, культ труда и труженика. Естественно, что аналоги этого жанра возникают в графике и в скульптуре. Само развитие искусства становится целенаправленным и обретает характер художественного «общего дела».
Можно говорить о возникновении совершенно уникальной массовой культуры, ориентированной ко всем слоям народонаселения, но при этом сохраняющего статус подлинно художественного явления.
Конечно, многочисленные произведения искусства соцреализма неравноценны. Но очевидно, что среди них немало работ крепкой художественной выделки. Великолепным мастером портретной живописи, «советским Репиным», был живописец В.П. Ефанов, автор портрета Молотова. В.Г. Цыплаков, автор картины «Ленин в Смольном», – блистательный колорист. П.П. Оссовский, представленный в экспозиции полиптихом «Рубежи нашей Родины», – один из лидеров «сурового стиля», возникшего уже в пору «соцреализма без берегов».
Картина же братьев А.П. и С.П. Ткачевых «Лампочка Ильича», завершающая экспозиционный ряд выставки, и вовсе одно из наиболее значительных произведений зрелого соцреализма. Неся в себе четко выраженный идеологический посыл (картина воплощает в себе ленинскую формулу: «Социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны»), образ, созданный известными художниками-деревенщиками, заключает в себе богатейшее художественное содержание. Это – психологически достоверный рассказ о давнем уже крестьянском быте, о психологии и судьбе русского народа.
Выставка продлится до 17 декабря.
- На «Ночь кино» во двор Музея Москвы можно будет прийти с домашними животными
- «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО»
- Зелёный текстиль на большом подиуме