Выставка «Виды Пафнутьев-Боровского монастыря» читать ~2 мин.
с 15 Октября
по 15 НоябряКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
До 15 ноября в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, второй этаж) работает выставка «Виды Пафнутьев-Боровского монастыря» из фондов Калужского музея изобразительных искусств.
Выставка представленных произведений приурочена к 400-летию со дня рождения крупного русского писателя XVII века протопопа Аввакума, автора знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», одного из идеологов старообрядчества. Возникновение этого движения оказалось вызвано не столько «исправлением» богослужебных книг, как введением патриархом Никоном в церковное управление насилия, стремлением лично бесконтрольно решать важнейшие вопросы. При этом не была учтена роль национальных многовековых традиций, рассматриваемых как проявление религиозного чувства. Ошибки и искажения текста находили и исправляли в различное время, что не вызывало протеста, но теперь реформа оказалась перенесенной на обряд, заметно отличавшийся от греческой практики. На его защиту и выступила оппозиция, вскоре подвергнувшаяся преследованию со стороны церковной и гражданской властей. Печальная судьба постигла и протопопа Аввакума, испытавшего ссылку и тюремное заключение, в том числе в Пафнутьев-Боровском монастыре.
Пафнутьев-Боровский монастырь основан преподобным Пафнутием в 1444 году. Он является замечательным памятником истории и зодчества, пользующимся широкой известностью. С ним связан ранний период творчества крупнейшего русского художника Дионисия, выполнившего стенопись между 1467 и 1476 годами первого собора, разобранного при строительстве ныне существующего в 1586 году. Сохранились лишь фрагменты росписи. Во второй половине XVII века в стенах монастыря, древнейшие сооружения которого относятся к XVI-XVII векам, томился протопоп Аввакум. О своих злоключениях он подробно рассказывает в своем житии, объясняющим причины своего противостояния церковным реформам, закончившегося, как известно, его сожжением на костре в Пустозерске.
Вполне естественно, что архитектурный ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря привлекает внимание художников, особенно в течение последних десятилетий. Здесь образцы их творчества. Небольшая картина «Боровский монастырь. Осень» принадлежит кисти калужского живописца Н. А. Любченко (1939-2001). Им же выполнены в технике гуаши пейзажи «Церковь во дворе Боровского монастыря» и «Башни Боровского монастыря», отличающиеся своеобразием восприятия. К 1980 году относится выполнение картины М. Отвагина «Пафнутьево-Боровский монастырь», подчеркивающей монументальный характер сооружений. Оригинальным решением выдаются графические произведения «Пафнутьев-Боровский монастырь» О. И. Ардимасова и «Боровский Пафнутьев монастырь» Д. И. Иванова. Этот ряд удачно завершает почти панорамная композиция гобелена И. Г. Полежаевой.
Каждый из авторов, очарованный красотой прославленной обители, обнаруживает своё художественное видение и отражает в свойственной для него творческой манере, в определённой живописной технике, образ древнерусского монастыря-крепости. Несомненно, что это не только памятник отечественного зодчества, но и подлинное украшение нашего края.
- Экслибрис и искусство книги
- «Под шум берёз». Выставка произведений Олега Молчанова
- «Своенародности подвижник просвещённый…»
- «Мир двоих»: Николай Любченко и Тамара Таненкова»